Летний сезон пройдёт мимо туроператоров?

Направление туристического потока этим летом будет, как никогда, сосредоточено на российских городах и курортах.

Казалось бы, это должно радовать туроператоров, но игроки рынка, имеющие налаженные связи с зарубежными гостиницами, не могут сходу адаптироваться на новые условия: отсутствие языкового барьера позволяет туристам самостоятельно бронировать отели и выбирать маршруты, оставляя профессиональных организаторов отдыха без спроса.

Примечательно, что ряд крупных столичных тур-операторов недавно заявили о рекордном снижении цены путёвок по внутренним направлениям. Предложения доходят до 6-10 тысяч рублей за человека, тогда как себестоимость десятидневной путёвки не может быть меньше 30 тысяч рублей.

Участники рынка объясняют демпинг резким увеличением спроса на путешествия по внутренним направления, которые, как правило, интересны самостоятельным туристам.

В то же время ситуация подозрительно напоминает прошлогодние скидки на поездки в Грецию. Работа в минус привела к веерному банкротству крупнейших петербургских туроператоров, которые не смогли окупить свои затраты. Возможно поэтому сегодня владельцы питерских компаний, оставшихся на рынке, не спешат радовать клиента дешёвыми турами. То ли они не в состоянии тягаться в финансовых возможностях со столичными коллегами, то ли сказывается прошлогодний опыт. Разумеется, увеличение туристического потока уже сложно не заметить. Другое дело, насколько этим перенаправлением смогут воспользоваться петербургские операторы и решатся ли они на демпинг в наступающий туристический сезон?

Ирина Сорокина, генеральный директор «Оллтурс»:

«В предстоящее лето многое будет зависеть от курса доллара и евро. Если валюта будет слишком дорогой, то люди отдадут предпочтение внутренним маршрутам. Также играет общий настрой – у нас были клиенты, которые отказывались ехать в этом году за рубеж. Сыграет и то, что сейчас на внутреннем рынке действует такой же демпинг, как несколько лет назад на зарубежных направлениях. Причина в том, что каждый хочет войти на рынок.

Компании-ассоциации покрывают доходы благодаря средствам других своих структур, другие договариваются с отелями о серьёзном снижении цены. Мы сегодня не продаём путёвки по демпинговым ценам, но вынуждены были делать это, в прошлые сезоны, когда покупали авиабилеты блоками – помногу на длительное время вперед. Интересно, что глубины продаж сегодня нет – многие туристы покупают билеты сами, надеясь сэкономить. Понятно, что этот год будет для рынка необычным. Но каким именно, угадать сегодня нельзя».

Любомир Христов, генеральный директор туроператора «Аврора-БГ»:

«В этом году рынок однозначно станет шире. По последнему сезону было видно, что у людей патриотический подъём, и они готовы путешествовать по стране. Другое дело, что резкого увеличения турпотока не произойдёт из-за организационных вопросов – туриндустрия это тоже в своём роде производство, и по одному желанию увеличить поток туристов не удастся. В текущем сезоне мы наблюдали случаи, когда люди покупали билеты на Booking.com, приезжали на место и не могли заселиться. Такие ситуации в этом году будут иметь место.

К 2017 году вопросы организации должны быть проработаны значительно лучше. Если говорить о продажах туров ниже себестоимости, это возможно только в одном случае. Если оператор выкупил на длительное время места в гостиницах или билеты на самолёт на долгое время вперед, туры могут реализовываться по очень низкой цене, чтобы вернуть часть потраченных денег. В этом году несколько крупных столичных компаний совершенно точно резервировали авиабилеты на сезон. Но заявления о демпинговых ценах могут быть и попыткой привлечения внимания. Что касается нашей компании, серьёзного увеличения объёма выручки у нас не будет, так как мы очень ограниченно представлены на внутреннем рынке – организуем поездки на горнолыжный курорт, и увеличение турпотока будет для нас крайне незначительным».

Сания Боровкова, гендиректор и совладелец туристического агентства «Золотой век» и курортного агентства «Здоровье»:

«Продажа ниже себестоимости возможна. Смотря насколько ниже затрат предлагается цена. Например, существует механизм выплат санаториями агентских вознаграждений туристическим компаниям. При очень низкой цене агенты могут потесниться в получении такого вознаграждения. На предстоящее лето сложно что-то прогнозировать. Очень многое зависит от курса рубля. При сопоставимых ценах люди будут выбирать зарубежный отдых. Ведь даже при том, что наши здравницы могут быть не хуже зарубежных, в Средиземноморье инфраструктура лучше. На себе мы уже чувствуем, что туристический поток будет выше, чем год назад. Многие компании перенаправили своих сотрудников с иностранных направлений на внутренние. Это не только государственные структуры, есть и частные заказчики, и фонды социального страхования. Поэтому ожидаем повышения рентабельности. Другое дело, что в пересчёте на иностранную валюту повышение вряд ли будет серьёзным».

 

       "Наша Версия на Неве", № 18 (377), от 18.05.-24.05.2015