Доплата через год

Долевое строительство: обман или изъяны системы?


Право на пользование собственной квартирой выборжанка отстояла в суде. Собственная квартира, желательно в новом доме, – мечта каждого человека. Осуществить ее могут не все: практика показывает, что даже при наличии необходимой суммы мечта способна так и остаться мечтой.

О проблемах покупки квартир в строящихся домах сказано так много, что даже странно, почему граждане все еще пользуются этим способом приобретения жилья.

Но – хозяин   барин, и каждый волен распоряжаться   деньгами как хочет, в том числе, и рискуя. А есть спрос, есть и предложения. К сожалению, далеко не все инвесторы-застройщики искренне стремятся не только заработать, но и предоставить клиенту именно то, за что он платит.

... О счастье обладания новой квартирой горожанка Н. мечтала давно. Случай подвернулся в 2004 году, когда на ул. Гагарина стал возводиться дом № 29А. Так сложилось, что горожанка сумела купить не одну квартиру, а сразу две. То есть, не купить, конечно (квартиры в реальности еще не существовали), а заключить договор с застройщиком об участии в долевом строительстве этого дома. В результате, по окончании стройки Н. должна была стать обладательницей двух квартир, переданных ей по акту приемки, и распоряжаться ими далее по своему усмотрению: жить в них, регистрироваться, сдавать, продавать и т.д.

Внеся 50% стоимости объектов сделки, наша героиня принялась ждать воплощения мечты, потихоньку безналичным расчетом погашая остаток суммы. Радостно смотрела, как растет новый большой дом. И даже не подозревала, что право на проживание в собственной квартире ей придется отстаивать в суде...

Неприятности начались, когда дом был практически закончен. Неожиданно оказалось, что дольщикам, уже внесшим полную стоимость будущей квартиры,   предстоит платить застройщику   и дальше: за лишние метры, за остекление лоджий и т.д. Нашей героине в 2006 году представитель застройщика предъявил требование внести в кассу предприятия еще около 2000 евро, хотя за год до этого Н. рассчиталась, перечислив на счет предприятия-застройщика всю оговоренную сумму. Н. не поняла: за что? Застройщик объяснил: 50% выплатили сразу, а если остальное – в рассрочку, то на остаток суммы каждый месяц начисляется 1%.

Н. внимательно перечитала договор – ничего подобного там зафиксировано не было. Застройщик терпеливо растолковывал: это написано не в договоре, а в графике платежей, являющемся неотъемлемой частью договора.   Н. удивилась: она подписала договор, но ни с каким графиком на момент подписания ее не знакомили, и она два года понятия не имела о его существовании.   Застройщик, устав препираться, заявил, что в таком случае квартиру она не получит, так как если не подписан график как часть договора, следовательно, никакого договора и нет. С юридической точки зрения он является ничтожным.

Грамотная в правовом отношении Н. кинулась в правоохранительные органы и в суд, защищая свои права. В июле прошлого года Выборгский суд вынес решение в ее пользу, и Ленинградский областной суд его подтвердил. Решением суда обязало застройщика передать указанные квартиры в собственность и пользование Н., согласно акту приемки-передачи, а требование уплаты ею неких процентов оставить без удовлетворения.

Вроде, все разрешилось хорошо. Однако решение суда следует исполнить. Как это сделать, Н. представления не имеет: застройщик под тем именем, под которым начинал строительство дома на Гагарина 29А, в Выборге свою деятельность прекратил. Территориально предприятие находится где-то на северных широтах нашей необъятной родины (если вообще еще существует). Там же, видимо, пребывает и генеральный директор стройфирмы, которого ни один из дольщиков в глаза не видел. Кому вручать судебное решение, не знает ни Н., ни судебные приставы. Так что эта история еще не завершена...

Обжегшись на   ошибках, Н. обращается к горожанам: ожидание своей будущей квартиры займет годы. Единственное основание для взаимоотношений между дольщиками и застройщиком – договор. На момент его заключения дольщик является хозяином положения, поэтому очень важно подойти к этому ответственному делу со всей тщательностью, и желательно в компании с юристом. После подписания договора изменить его условия будет очень сложно и, к сожалению, может оказаться так, что по окончанию строительства застройщик вообще не захочет отдавать квартиру, настаивая на том, что договор не выполнен.   В лучшем случае – вернет деньги, на которые сейчас купить можно разве что дверь от квартиры.

Типовой договор с застройщиком имеет столько нюансов, что рассмотреть их человеку, далекому от юриспруденции, довольно сложно; сэкономив на юридической помощи, дольщик неожиданно для себя может превратиться в “дойную корову”, – стать заложником строительной компании. И под страхом вообще не получить вожделенную квартиру, будет продолжать платить: за лишние метры, почему-то образовавшиеся вразрез с проектом; за остекление лоджий, хотя проектом они предусмотрены и демонстрируются в эскизе. Или выплачивать проценты, как за пользование кредитом, как это предложили сделать нашей героине спустя аж год после внесения последнего платежа, наскоро сфабриковав вторую часть договора (график платежей).

Но, самое главное, наиболее ответственно следует подойти к выбору застройщика. К счастью, не все застройщики ведут себя таким образом.  

 

Дина Малахова

© «Выборгские Ведомости ВВ»