Если вы долго ищете чёрную кошку в чёрной комнате, то знайте – её просто зовут Бронка. Сначала пришли за реставраторами, потом за поставщиками элитного коньяка. Причём в обоих случаях сотрудники центрального аппарата ФСБ. Похоже, если бы петербургского миллиардера Дмитрия Михальченко не задержали вчера в Москве, то это, по всей вероятности, случилось бы завтра. Например, из-за того, что кто-то из пассажиров отравился бы в привокзальном буфете, многие из которых входят в бизнес-империю Дмитрия Павловича. Или же, допустим, в личном автомобиле какого-нибудь частного охранника из «Магистрали» бдительные сотрудники ФСКН обнаружили бы несколько килограммов наркотиков…
Кто стоит за неприятностями, которые вдруг навалились на холдинговую компанию «Форум», да ещё и в такой особенный период её развития? Предполагалось, что вот-вот федеральные СМИ станут взахлёб рассказывать россиянам о новом прорыве отечественной экономики: запуске в эксплуатацию многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» под Санкт-Петербургом (объем инвестиций в проект – 60 млрд рублей). Источники АН «Оперативное прикрытие» загадочно улыбались, предпочитая прямо не отвечать на вопрос: приедет ли на торжественную церемонию не то что министр транспорта – берите выше, сам Владимир Путин!
Не будем и мы утверждать, что глава государства готов был отложить вопросы особой важности ради приезда к самому берегу моря. Тем не менее, порт «Бронка» – это новое слово в развитии российской транспортной индустрии, на фоне которого меркнут былые победы Морского порта Санкт-Петербург. И исчисляются эти победы далеко не в 100 млн бюджетных рублей, которые Минкульт якобы переплатил рублей при проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Изборской крепости». Тут, как говорится, ещё не всё выяснено – не растворились ли миллионы до прихода на Псковщину ЗАО «Балтстрой», входящего в бизнес-империю Дмитрия Михальченко. Да и вряд ли можно сравнить масштабы перевалки ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» с тощими контрабандными поставками раритерных вин и элитных коньяков, которыми будто бы потчевали гостей в ресторанах, открытых холдингом «Форум». Тем более что поставщики – «Контрейл Логистик Северо-Запад» и «Юго-Восточная торговая компания» в списках «Форума» не значатся.
Не станем сомневаться в искренности намерений сотрудников центрального аппарата ФСБ. Люди в погонах должны беспрекословно исполнять приказы. И если дана команда взять Михальченко – он будет взят. Как и любой гражданин России, вне зависимости от его имущественного положения, возраста, рода занятий и заслуг перед Родиной. Другой вопрос, что может являться первопричиной появления такого приказа? Всегда ли это продиктовано интересами обеспечить государственную безопасность или же кто-то, допустим по-приятельски, попросил многозвёздного генерала: слышь, друг, надо бы одного зарвавшегося мальчугана немного приземлить, а найти что-нибудь – так поможем, накопаем…
Вокруг вчерашнего задержания Дмитрия Михальченко выстраиваются предположения и версии. В силу того, что его бизнес-империя развивается одновременно по ряду направлений, поводов для будущих неприятностей «Форуму» не занимать. Если же учесть, что у миллиардера хватает недоброжелателей в Северной столице – уж слишком резво пошёл он в гору с помощью, кстати, всё тех же спецслужб, то правоохранительные органы, скорее всего, начнут получать «сигналы» и о других прегрешениях Михальченко и его команды. Хотя, что именно представляет собой холдинговая компания и бизнес владельца «Форума», в действительности знают немногие. Ссылаться при этом на схему, недавно опубликованную в «Деловом Петербурге», всё равно что утверждать, будто бы Санкт-Петербург заложен при Иване Грозном. Или при Владимире Красное Солнышко.
Впору вспомнить о капиталах. В рейтинге петербургских миллиардеров за 2015 год, по версии «Делового Петербурга», Михальченко занимает 48 место (по сравнению с предыдущим годом, он поднялся на 13 пунктов – активы 12,64 млрд рублей; долговая нагрузка низкая; сфера деятельности – недвижимость, портовый бизнес, общепит, сфера услуг; основной бизнес-актив – холдинговая компания «Форум»). Сейчас в открытых источниках звучат и другие цифры. Например, что активы Дмитрия Павловича выросли до 18,0 млрд. В любом случае, они не больше чем разменная мелочь по сравнению с крупными купюрами российского олигарха Владимира Лисина.
Согласно данным «Википедии», в 2011 году Лисин с личным состоянием 14,0 млрд долларов (напомним – у Михальченко примерно такие же миллиарды, но в отечественных рублях) был признан богатейшим бизнесменом России, в 2012 году обладатель 15,9 млрд долларов занял вторую строчку в рейтинге журнала Forbes, а в 2013-м, по данным журнала «СЕО», капиталы Владимира Сергеевича подросли до 17,2 млрд долларов. Увы, кризис дал о себе знать. В прошлом году личное состояние олигарха сократилось до 11,6 млрд долларов, но всё равно – для обычного человека это такая же сказка, как полёт на Марс.
Среди основных активов Владимира Лисина – контрольный пакет Новолипецкого металлургического комбината и транспортный холдинг Universal Cargo Logistics, куда входят ОАО Волжское пароходство, Окская судоверфь, Невский судостроительно-судоремонтный завод, ОАО «Первая грузовая компания» и уже упоминавшееся выше ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». И прямо под боком этого порта вдруг вырастает современная «Бронка». Прямо скажем, соседство нежелательное.
А ещё Лисин крепко дружит с силовиками. По всей вероятности, куда крепче, чем Михальченко. Ведь олигарх увлечён стрелковым спортом и, даже больше, возглавляет Стрелковый союз России. Узы дружбы с меткими людьми в погонах Владимир Сергеевич прочно скрепил в 2007 году, когда вошёл в число организаторов Первого турнира среди силовых структур Российской Федерации по стрельбе на призы Героя России генерал-полковника Анатолия Романова. А один из своих основных жизненных принципов Лисин сформулировал несколько позже, беседуя с корреспондентом принадлежащей ему «Газеты» об итогах турнира по стрельбе на летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне. Так, например, по мнению олигарха, не может российский стрелок болеть не за своего товарища по сборной, а за соперника из Кувейта.
В портовой теме – Дмитрий Михальченко с недавних пор для Владимира Лисина почти что представитель Кувейта. И, судя по всему, имеет право называться едва ли не мишенью. Если вовремя не одумается. Рискнём предположить, что одуматься – это либо заморозить ввод в эксплуатацию многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», посетовав на кризис, либо «правильно» продать её сильному конкуренту с лисьими повадками.
Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с сайта vz.ru