Жизнь на костылях…

Повезло. После недели, проведённой в реанимации, когда родителям Маргариты понемногу начинали намекать на самый страшный исход, молодой организм и упорство медиков вытащили девушку на этот свет. Шестнадцатилетняя петербургская спортсменка даже не выехала из Педиатрической академии будучи прикованной к инвалидному креслу, а смогла встать на костыли. Теперь ей предстоит заново учиться жить. Несколько месяцев назад Маргарите прописали в частной клинике «Гранти-мед» гормональный препарат, не взяв анализ на свёртываемость крови.

Противопоказания к приёму таких препаратов были выявлены врачами уже после помещения молодой девушки в стационар, в котором ей пришлось провести полтора месяца с диагнозом «острый тромбоз». Родители полагают, что гинеколог клиники «Гранти-мед» решила, будто 16-летнего подростка надо лечить по «взрослым» правилам. Отдельно в этой истории возмущает то, что эскулап совершенно не признаёт своей причастности к возможной гибели юной пациентки.

Платный врач

В отделение частной клиники на улице Чекистов в апреле 2016 года Маргариту привела мама. Женщина решила показать свою 16-летнюю дочь врачу, у которого наблюдалась сама. Гинеколог-эндокринолог со стажем Анна Маржевская на основании осмотра и данных УЗИ поставила подростку диагноз (гормонально-зависимый воспалительный процесс). А затем, без всяких анализов, прописала юной пациентке длительный приём популярного гормонального контрацептива «Ярина плюс».

Три с лишним месяца Маргарита в соответствии с чёткими указаниями госпожи Маржевской принимала данный препарат. И, похоже, по основному заболеванию наблюдалась положительная динамика. Однако под конец лета девушка, которая долго занималась спортом и привыкла к физическим нагрузкам, вдруг стала жаловаться родителям на боли непонятного характера, которые с ягодичной области перешли на подвздошную. Вдобавок 1 сентября у неё обнаружилось вирусное воспаление кишечника. А уже через два дня левая нога неожиданно полностью отекла, приобретя синюшный оттенок.

Маргарита ещё могла ходить. Обеспокоенный педиатр из клиники «Гранти-мед» немедленно направила девушку на приём к гинекологу, чтобы выяснить причину подвздошных болей и к хирургу – чтобы определить, отчего появился отёк конечности. Но коллега-гинеколог ничего особенно, видимо, в раздутой ноге не увидела… и выписала назначение: «продолжать приём гормонального препарата, явка через 6 месяцев».

По словам мамы, глядя на изуродованную ногу девушки, госпожа Маржевская не ударила во все колокола, предполагая неладное, а лишь (наконец!) дала направление на сдачу анализа крови на свёртываемость. До этого, рассказывает женщина корреспонденту «Конкретно.ру», врач ни разу не произнесла слово «тромбоз», тогда как в инструкции к препарату он указан первым в перечне побочных эффектов. Как могла гинеколог со стажем и регалиями, кандидат медицинских наук, не разглядеть очевидного в страшном отёке?

Беды никто не ждал

Сейчас родители Маргариты вспоминают, что готовы были в тот день после визита к гинекологу вернуться домой. Если бы не настойчивость педиатра клиники «Гранти-мед» Дарьи Сердюк, которая настояла, чтобы девушку немедленно показали хирургу в соседнем кабинете. К счастью, тот оказался на месте: опытный врач сходу определил, что ситуация критическая – вены ноги катастрофически не справляются с притоком крови.

Маргариту экстренно госпитализировали на «скорой» в Педиатрическую академию. Целую неделю она провела в реанимации – медики запретили любые движения и нагрузки, так как часть тромба могла в любой момент оторваться и закупорить жизненно-важный орган – мозг, сердце, лёгкие. Консилиум врачей в ситуации столь обширного тромбоза отказался от крайне опасной операции и принял решение проводить консервативное лечение.

Сколько литров лекарств перекачали капельницы за ту неделю в вены Маргариты, трудно представить. Каждый последующий день приносил всё новые и новые сюрпризы. Учитывая пограничный возраст пациентки, консультировать коллег из Педиатрической академии не отваживались известные врачи из других медицинских учреждений Санкт-Петербурга. Вопрос – удастся ли после того, как стабилизируется тяжёлое состояние Маргариты, поставить её на ноги, вовсе не рассматривался. Родителям даже предлагали искать зарубежных спонсоров и, как вариант, вывезти девушку для дальнейшего лечения в Австрию.

Мама рассказывает, что лечащий врач в Педиатрической академии первым делом спросил, не принимала ли Маргарита гормоны. Ведь, судя по его практике, 80% тромбозов наблюдается именно у пациентов, принимавших гормональные препараты. Проведённый уже после госпитализации анализ на свёртываемость крови (коагулограмма), а также генетическое исследование показали, что у Маргариты повышенный уровень фибриногена и общий генетический риск тромбофилии и развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Медстандарты

Полтора месяца педиатры боролись за то, чтобы девочка не осталась инвалидом. Всё это время родители ломали себе голову, почему гинеколог Маржевская перед назначением гормонов не направила девочку даже на элементарный биохимический анализ крови. Однако ещё больше вопросов вызывает, как нам кажется, циничная позиция представителей клиники «Гранти-мед». Ни высокопрофессиональный гинеколог Маржевская, ни главврач частного (а значит претендующего на свою исключительность) медицинского учреждения не потрудились узнать состояние пациентки, которую от них увезли на «скорой».

Они вообще не проявили никакой заинтересованности случившимся.

По словам матери Маргариты, после её нескольких звонков в «Гранти-мед» кандидат медицинских наук Маржевская пообещала прислать знакомых флебологов из Военно-медицинской академии. На этом обещании всякая помощь клиники закончилась.

Впрочем, после выписки девушки из Педиатрической академии генеральный директор «Гранти-мед» Надежда Лавренюк и гинеколог Маржевская не стали скрывать перед отцом, что они якобы чувствуют некий дискомфорт – мол, вообще всегда «переживают за всех пациентов». А вот извинения так и не принесли.

«Я лично не чувствую своей вины, потому что, к сожалению, это случайность. Это может произойти, – объясняла гинеколог. – Мама прочитала инструкцию. Она была ответственна за ребёнка, который принимает гормональный препарат. Почему мама тогда не взяла и не сказала, дочка, я вот догадываюсь, что у тебя может быть такая ситуация, пошли сделаем генетическое исследование?»

Врачи клиники «Гранти-мед» утверждают, что согласно внутренним инструкциям Минздрава, они не обязаны проводить исследование свертываемости крови при назначении гормональных препаратов. По их словам, это необходимо только при наличии сердечно-сосудистых заболеваний или если пациентка курит. В остальных случаях достаточно устного опроса пациента…

Заметим, что бы ни отражалось в таких инструкциях, почему-то другие уважающие себя частные медицинские клиники Санкт-Петербурга требуют от посетителей представить результаты проверки крови на свёртываемость.

А Маргарита заново учится жить. Спорт, танцы и даже длительные прогулки остались где-то в далёком прошлом. Впереди продолжительные курсы приёма серьёзных препаратов и очередные обследования, в перспективе – операции. Надежд на полное выздоровление, увы, нет никаких. До выпускных экзаменов осталось семь месяцев – их девушке рекомендовано провести на домашнем обучении. Как сложится будущее? Родители Маргариты и она сама пока стараются об этом не говорить.

Нужен был только один анализ…

 

               Кирилл Чулков, «Конкретно.ру»