Ленобласть встаёт на крыло

Аэропорту в регионе – быть! К такому выводу пришли большинство журналистов, послушав Александра Дрозденко на его итоговой за 2016 год пресс-конференции. Осведомлённый источник, в свою очередь, раскрыл перед корреспондентом «Конкретно.ру» истинную цель недавнего визита областного губернатора в Республику Корея. Оказывается, именно там, на противоположном побережье континента в некотором роде решалась судьба будущих воздушных ворот в посёлке Сиверский.

Путь в небо

Аэродром «Сиверский» под Гатчиной был построен ровно восемьдесят лет назад, в 1937 году. Уже в 1939-м отсюда взлетали бомбардировщики, обеспечивая сверху Польский поход Красной армии, а потом и наступление в Советско-финской войне.

Во время блокады Ленинграда эскадры люфтваффе использовали «Сиверский» для вылетов на так называемую «свободную охоту». К лету 44-го разбомбленное лётное поле освобождённого аэродрома уже удалось восстановить.

А в конце 50-х годов здесь проходил службу будущий второй космонавт Герман Титов. В 1970 году на аэродроме были сооружены арочные укрытия для самолётов, а в 1977 году – взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием.

В апреле 1982-го неподалёку отсюда трагически погиб, уводя падающий Су-17 от деревни Куровицы, майор Владимир Нестеров, однофамилец основоположника высшего пилотажа Петра Нестерова. Автор «мёртвой петли» и воздушного тарана, кстати, начинал свою деятельность в военной авиационной школе в Гатчине. По соседству.

В 2006-м на «Сиверском» располагалась эскадрилья Су-27, обеспечивавшая безопасность петербургского саммита «Большой восьмерки».

Военные практически перестали использовать аэродром по назначению к 2013 году. Тогда появилась опасность, что он прекратит своё существование. Но через год пошли разговоры о возрождении в Ленинградской области собственной гражданской авиации.

Всерьёз об этой теме заговорили в начале октября этого года, когда состоялось подписание документов о передаче аэродрома «Сиверский» от Министерства обороны в собственность региона. В официальном пресс-релизе областного правительства уже тогда событие было названо «первым шагом для реализации инвестиционного проекта по созданию аэропорта для выполнения грузовых, частных и низкозатратных авиаперевозок».

Многоходовка Дрозденко

Тогда губернатор Александр Дрозденко заинтриговал журналистов своим высказыванием о том, что Ленобласть находится «в начале большого пути». Тут же посыпались комментарии экспертов об экономической нецелесообразности такой «дороги в небо» и неподъёмных вложениях, на которые никто сейчас не готов. Скептики немедленно вспомнили и летнее высказывание министра транспорта Максима Соколова, что появление нового аэропорта «лишь усложнит работу авиационного комплекса страны».

В начале ноября Дрозденко, уходя в отпуск, написал письмо петербургскому коллеге Георгию Полтавченко, фактически заявив об одностороннем выходе Ленинградской области из авиационного соглашения, подписанного с Северной столицей в 2009 году.

В том документе стороны договорились не создавать на территории двух субъектов нового аэропорта гражданской авиации, который бы помимо «Пулково» обслуживал грузовые и пассажирские перевозки, «осуществляемые за вознаграждение или по найму в международном сообщении (за исключением приграничной зоны), а также в прямом авиационном сообщении с аэропортами города Москвы».

Но, как сообщили «Конкретно.ру» в областном комитете по транспорту, соглашение «фактически не работает».

«Во исполнение пункта 3 Соглашения предусматривается создание целого авиационного узла, в то время как на практике все действия по развитию инфраструктуры гражданской авиации блокируются. Обоснованием служит пункт 4 – отказ от создания новых аэропортов. Таким образом, никакого развития рынка авиационного сообщения в регионе не происходит», – говорится в поступившем в редакцию ответе.

Кроме того, в Ленобласти заявили, что данное соглашение также противоречит Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в статье 15.1 которого говорится, что органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и осуществлять действия, приводящие к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. А упомянутый документ создаёт ситуацию, которую можно рассматривать «как имеющую признаки ограничения конкуренции, создания дискриминационных условий и сокращения числа хозяйствующих субъектов».

Именно эти доводы в сжатом виде губернатор Дрозденко и изложил в письме петербургскому градоначальнику, а также региональному управлению Федеральной антимонопольной службы, куда тоже послал письмо с просьбой проверить законность авиационного соглашения.

Вдобавок к перечисленному в комитете по транспорту сообщили, что хотя Ленинградская область передала городу земельный участок для размещения третьей полосы аэропорта «Пулково», а его санитарно-защитная зона распространяется на треть территории Ломоносовского муниципального района, регион не получает от деятельности аэропорта никакой прибыли.

Право на развитие

Георгий Полтавченко ответил через месяц. В начале декабря СМИ распространили выдержки из послания петербургского губернатора. Мол, расторжение договора в соответствии с Гражданским кодексом РФ возможно лишь по соглашению сторон, либо в случае «существенных нарушений» со стороны Северной столицы. А поскольку ни того, ни другого Полтавченко не усматривает, то заявляет, что считает соглашение сохраняющим свою юридическую силу.

В областной комитет по транспорту письмо петербургского градоначальника не поступило. Но там позволили себе предварительно не согласиться с доводами Георгия Полтавченко.

На вопрос нашего корреспондента, насколько уместна апелляция к нормам гражданского права в возражениях на планируемое строительство аэропорта в Сиверском, в областном комитете по транспорту заметили: этот вопрос требует отдельной юридической экспертизы. Тем более что любое соглашение между субъектами Российской Федерации должно быть основано на нормах публичного права, а нормы гражданского права, могут применяться, когда они соответствуют законодательству РФ и экономическим интересам сторон, выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.

Но и в этом случае, по мнению должностных лиц Ленинградской области, оспариваемое соглашение о партнёрстве в сфере развития авиационной деятельности «не соответствует интересам её экономического развития». К тому же «для выхода любой стороны из Соглашения вполне достаточным может быть волеизъявление одной из сторон».

Как бы то ни было, отмечают в комитете, соглашение с Петербургом «не устанавливает и не может устанавливать запрет на реализацию частными инвесторами проектов на территории области» и не может препятствовать исполнению возложенных законом «полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона».

В настоящее время город и область находятся в ожидании ответов от центрального аппарата ФАС, куда был перенаправлен запрос Александра Дрозденко, а также от Министерства транспорта, позиция которого по понятным причинам весьма важна для многих будущих инвесторов. По данным СМИ, запрос в ФАС поступил 28 ноября, но предусмотренный по закону месячный срок ведомством может быть продлён в связи с необходимостью дополнительных межведомственных согласований.

Позиция монополиста

Оператор аэропорта «Пулково», компания «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС) ещё минувшей осенью поддержала мнение о нецелесообразности появления в непосредственной близости от себя второй воздушной гавани. Мощности «Пулково» и так не до конца загружены, отмечали в компании.

В ответе на редакционный запрос ВВСС сообщила, что в 2015 году была завершена первая очередь проекта реконструкции и развития аэропорта, который реализуется на основе государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств. Так, в «Пулково» был построен современный пассажирский терминал, модернизирована аэродромная инфраструктура и возведены новые объекты, в том числе бизнес-центр и гостиница.

В результате, по данным ВВСС, пропускная способность «Пулково» выросла до 18 млн человек в год. При этом фактический пассажиропоток аэропорта в 2015 году составил лишь 13,5 млн человек. Таким образом, в настоящее время он имеет существенный запас пропускной мощности для обслуживания пассажиров. Более того, в планах компании до 2039 года предусматривается дальнейшее расширение и увеличение пропускной способности аэропорта.

Отвечая на множественные обвинения в адрес ВВСС из-за завышенных тарифов аэропортовых сборов, компания сообщила нашему корреспонденту, что аэропорт «Пулково» имеет долгосрочное тарифное регулирование. Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов утверждены приказом Федеральной службы по тарифам на пять лет – с 2014 по 2018 годы включительно.

Кроме того, в «Пулково» предусмотрены программы поддержки для авиаперевозчиков, в рамках которых предоставляются скидки на аэропортовые тарифы и сборы. ВВСС сообщает, что при поддержке администрации Петербурга сможет предоставлять авиакомпаниям скидку до 80% на все сборы. Дополнительные скидки предусмотрены и по «собственной мотивационной программе ВВСС», причём бонусы по двум программам «могут суммироваться». В итоге, отмечают в компании, ставки по сборам «зачастую ниже, чем в других аэропортах России».

ВВСС указывает, что эти регулируемые тарифы, которые покрывают основной объём расходов авиакомпаний, «формируются исходя из физических параметров аэродрома и объёмов авиационной деятельности аэропортов (в том числе количества взлёт-посадок и объёма перевозок). Чем больше объём авиационной деятельности, тем ниже стоимость содержания аэродрома и тем более низкие тарифы может предложить аэропорт».

А при чём тут Ленобласть?

На все душещипательные доводы регион парирует, мол, необходимо думать о благополучии своих жителей. В том числе и ожидаемых преимуществах от строительства собственной воздушной гавани.

В концепции развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2020 года администрация Александра Дрозденко видит хорошие перспективы развития воздушного транспорта. Согласно стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, мероприятия по подготовке и реализации проекта аэропорта в «Сиверском» отнесены к приоритетным.

По предварительным расчетам комитета по транспорту Ленобласти, «Сиверский» может специализироваться на оказании услуг в сферах низкозатратных пассажирских перевозок, небольших объёмах грузовых перевозок (почтовых, срочных и частных отправлений), деловой авиации, выполнения воздушных работ, а также использоваться для базирования авиапредприятий и авиации общего назначения.

Однако окончательное определение специализации «Сиверского» будет производиться с учётом мнения Минтранса и «заинтересованных организаций». В областном комитете по транспорту подчёркивают, что появление аэропорта создаст условия для возникновения в области новых высокотехнологичных производств, а предполагаемые сегменты рынка транспортных услуг не пересекаются с хозяйственной деятельностью «Пулково» и проектируемого грузового аэропорта в Усть-Луге.

Как ранее заявлял губернатор Александр Дрозденко, эксперты подсчитали, что при взлёте из «Сиверского» на Москву, по сравнению с «Пулково» экономится 12-15 минут полётного времени, а на Европу – 20. А меньшее полётное время позволяет сократить расход топлива самолётов, отмечают в областном комитете по транспорту.

Уже сейчас Ленобласть заявляет, что благодаря отсутствию в «Сиверском» дорогостоящей инфраструктуры удастся удержать на минимальном уровне плату за её использование и ставки обслуживания воздушных судов. В качестве примера приводятся размеры ставок на обслуживание самолётов в «Пулково» и лоукост-аэропорте «Жуковский».

Из представленных на сайте ВВСС данных следует, что сбор за взлёт-посадку в «Пулково» составляет 316 рублей на пассажира, тогда как, например, для «Внуково» даже после августовского повышения этот тариф вырос до 190 рублей, а для лоукост-аэропорта «Жуковский», по информации СМИ, цифра ещё в два раза ниже.

При этом «Сиверский» по отношению к «Жуковскому», замечают в комитете по транспорту Ленобласти, находится «в несравнимо лучшей ситуации» с точки зрения транспортной доступности. Автодорога к нему реконструируется, а от железнодорожной линии имеется ветка прямо на территорию аэродрома. Поэтому «его расположение и существующую инфраструктуру можно считать идеальными для организации лоукост перевозок»

«Использование «Сиверского» значительно уменьшит себестоимость перевозок и цену авиабилетов. Создание такого аэропорта в полной мере соответствует интересам населения всего Северо-Западного региона, особенно с учётом существующих экономических условий», – убеждены транспортные чиновники Ленинградской области. По расчётам экспертов, запуск областного лоукост-аэропорта позволит «вернуть на родину» российских пассажиров, которые сегодня пользуются услугами лоукостеров, летающих из Финляндии и стран Балтии.

Корея в помощь…

Как намекнул «Конкретно.ру» один из тех, кто работает в здании на Суворовском проспекте, Александр Дрозденко отправился под завершение 2016 года в Республику Корея вовсе не за тем, чтобы прочитать студентам лекции.

За стандартными протокольными фразами пресс-релизов о налаживании деловых контактов с провинцией Чхунчхон-Намдо, меморандум о взаимопонимании с которой был подписан в декабре 2000 года и теперь продлён ещё на 10 лет, скрывалась конкретная кропотливая работа.

На самом деле одной из основных целей визита губернатора был вопрос о возможном участии представителей южнокорейского бизнеса в реализации проекта аэропорта Ленобласти под Гатчиной. По всей видимости, корейскими специалистами будет в частности построена линия легкорельсового трамвая из будущей столицы региона до терминала проектируемой воздушной гавани в посёлке Сиверский. Похоже, рассматриваются и другие варианты сотрудничества.

То, что вопрос о появлении собственного аэропорта в Ленинградской области уже решён положительно, косвенно подтверждается и информацией, полученной нашим корреспондентом в Росавиации – Федеральном агентстве воздушного транспорта, которое находится в ведении Министерства транспорта РФ.

Собеседник «Конкретно.ру» отметил, что агентство позитивно относится к этому проекту. Росавиация, пояснил он, занимается аэропортами федерального значения в соответствии с подпрограммой развития гражданской авиации и транспортной стратегии России до 2030 года. Поэтому в ведении Росавиции находятся только аэропорты, которые строятся либо реконструируются за счёт средств федерального бюджета.

«Развитие воздушного сообщения путём модернизации либо развития инфраструктуры – в данном случае создание нового аэропорта – можно только приветствовать, поскольку это напрямую способствует росту пассажиропотока в регионе, привлечению инвестиций и перевозчиков, увеличению коэффициента подвижности населения. Основной задачей транспортной стратегии является повышение уровня транспортной доступности и повышение коэффициента мобильности населения. А создание новых воздушных гаваней этому способствует», – уточнил представитель Росавиации, попросивший пока не называть его имени.

Ленинградская область встаёт на крыло…

 

              Кирилл Чулков, фото www.musiczvuk.ru, http://lenobl.ru