В Петербурге посчитали экстремистов

Данные о том, насколько распространены в городе радикальные взгляды, обнародовали в минувшую пятницу специалисты петербургского Центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «Контакт». Среди тех, кому разъяснили реальную и виртуальную жизнь неформалов с крайними взглядами, были педагоги и должностные лица, отвечающие за социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей.

Следует признать, сегодня радикальные волны не столь заметны на улицах Северной столицы, в то время как ВКонтакте бушует море экстремистских страстей. Об этом поведал Антон Лустберг, который занимается мониторингом нормоформирующих сред Петербурга в Центре, чьё название очень схоже с именем исследованной соцсети.

Лутсберг считается одним из наиболее сведущих петербургских специалистов по части обнаружения интернет-экстремистов. Подростков активно вовлекают в радикальную среду именно посредством Сети – сомневаться в этом не приходится: иначе бы в Петербурге не устанавливали за счёт городской казны рекламные щиты с предостережением, что за виртуальный экстремизм можно получить реальный срок.

В течение нескольких лет в Центре «Контакт» внимательно изучают, как сказывается относительно неподконтрольное интернет-пространство на пополнении радикальных групп. По словам Антона Лустберг, на карандаш попадают практически все действия и акции молодых людей, которые высказывают или распространяют экстремистские взгляды самой разной направленности посредством соцсети ВКонтакте.

Почему так внимательно изучается именно эта соцсеть? Организаторы исследования утверждают, что ВКонтакте позволяет отсматривать количество пользователей, в том числе по их региональной принадлежности, в Петербурге. К тому же ВКонтакте продолжает удерживать лидерство по популярности среди юных пользователей, в отличие от Facebook, где нет регулярных публикаций, а технологии Twitter не позволяют выявить принадлежность материалов к активным участникам конкретных сообществ. Отсюда и внимание к соцсети ВКонтакте.

«Нас волновало, насколько публикуемые материалы в этих группах ретранслируются дальше, получают ли лайки пользователей и перепосты, ведь для того чтобы подростка вовлечь в ту или иную экстремистскую деятельность, необходимо сначала сформировать его воззрения», – объяснил Лустберг.

По его свидетельству, численность групп, таких как «Другая Россия», «Комитет 25 января», «Великая Россия», уменьшается. Наблюдается снижение интереса молодёжи, в частности, к теме Новороссии, а соответственно и её вовлечению в ряды добровольцев. Кстати, заметил специалист, это вовлечение в соответствии с российским законодательством имеет признаки уголовного преступления – ст. 359 УК РФ (Наёмничество). Значительно тише, по сравнению с 2015 годом, в интернете звучат и призывы о сборе денег для добровольцев.

Серьёзный отток происходит в группах леворадикальной направленности. Та же картина наблюдается и в сообществах националистов, особенности после того, как часть таких объединений были официально признаны экстремистскими. В 2016 году снизился интерес потенциальных рекрутов даже к одному из самых известных незарегистрированных движений «Русское национальное единство», которое активно действует с начала 90-х годов. Как считает Антон Лутсберг, «баркашовцы», в 1993 году участвовавшие в октябрьских событиях в Москве, а позднее открыто поддержавшие действия Кремля по наведению конституционного порядка в Чечне, перестали пользоваться большой популярностью в связи с войной на Донбассе.

Напротив, наблюдается некоторый рост интереса молодёжи к группам, которые выступают за отделение Петербурга и Ленинградской области от Российской Федерации. Например, «Свободная Ингрия», где публикуются материалы, считающиеся экстремистскими, поскольку побуждают к разрушению территориальной целостности страны, а также порой призывающие к вандализму.

Растёт количество адептов в интернет-группах околофутбольной направленности. Хотя резкий скачок вверх, который, по всей видимости, был связан с выходом фильма «Околофутбола», постепенно затухает. Сокращается в таких группах и количество публикуемых материалов националистической направленности.

Но наиболее привлекает подростков «Славянская сила» (СС), которой не чужды симпатии немецкому национал-социализму.

Если анализировать, какие материалы преобладают в так называемых экстремистских интернет-сообществах, то это в первую очередь символика. Чаще всего – нацистская или схожая с ней, которую используют радикальные объединения – уже упомянутые «СС», «РНЕ», а также ЭПО «Русские» (как продолжатели идеологии «Движение против нелегальной иммиграции). Наряду с символикой в соцсети размещается значительное количество материалов, разжигающих межнациональную и социальную рознь. Чуть меньше публикаций, публично оправдывающих терроризм и содержащих реабилитацию нацизма.

Необходимо заметить, уточнил Антон Лустберг, что после того как наиболее радикальные объединения начали преследоваться в уголовном порядке, часть активных групп в соцсети ВКонтакте была ликвидирована. Однако обольщаться на этот счёт не стоит. Потому что экстремисты готовы к гонениям со стороны официальных российских властей и силовых структур, поэтому заранее обзаводятся запасными аккаунтами. И могут быстро возобновить свою деятельность в интернете.

Однако, как свидетельствуют исследования специалистов Центра «Контакт», добиться прежней популярности в таких пабликах гораздо труднее. Вроде бы их администраторы размещают не меньшее количество материалов, чем раньше, количество читателей и подписчиков сокращается в разы. И какое-то время это количество не растёт. Существенно падает и число перепостов.

Тем не менее, количество потребителей экстремистского контента в Петербурге и Ленинградской области исчисляется сотнями тысяч. И среди них немало подростков и совсем ещё молодых людей, большинство из которых не считающим для себя чем-то зазорным пропагандировать нацизм и распространять подобные идеи среди сверстников.

Антон Лустберг с горечью констатирует, что сегодня никакого активного противодействия этому не происходит. Материалов, идеализирующих русских нацистов, очень много. Материалов противоположного характера в соцсети ВКонтакте практически нет.


                   Игорь Тимофеев, фото автора