Конец «Стержневой Истины»

Минувшим летом «Конкретно.ру» опубликовал статью «Секта на госбюджете» о так называемой «Малой академии искусств» в Петербурге, где детей обучают по системе «Стержневой Истины» ныне почившего художника Владимира Лубенко. Впрочем, эту систему правильнее было бы назвать учением тоталитарной секты. На днях художников-сектантов разогнали, но вопрос: кто должен ответить за оккультизм в подростковом клубе – пока остался…

О «достопримечательности» Центрального района Петербурга, Мозаичном дворике в самом начале набережной реки Фонтанки, автор этих строк узнал прошлым летом от мамы одной из девочек, посещавшей «Малую академию искусств». Она рассказала, что в городе ещё чуть ли не с 80-х годов действует школа художника Владимира Лубенко, в которой детей вовлекают в секту. И заметила, что об этой истории уже весь город знает, но никто ничего сделать не может.

Расследование

Первым делом корреспонденту удалось отыскать в интернете, что личностью Лубенко уже занималась региональная общественная организация «Молодёжная Служба Безопасности» (МСБ). Портрет титулованного художника висел на сайте организации в разделе «Результаты работы МСБ». Под ним сообщалось, что Лубенко в конце 1980-х годов выдумал учение о «Стержневой Истине», которое начал практиковать в художественной школе при Русском музее. После изгнания оттуда мастер и открыл свою «Малую академию искусств», где его деятельность развернулась в полной мере.

«Люди, попавшие в секту, полностью лишались воли, «мессия» сам указывал, с кем кому есть, жить, спать, менять имена в паспорте; практиковались ограничения свободы и физические истязания, наказание голодом, изощрённые издевательства для «очищения от скверны»... Все девушки и девочки должны были пройти обряд раздевания и осмотра гуру, из них же периодически выбиралась очередная жена Лубенко; несколько человек, находясь под воздействием харизмы Лубенко, прожили много лет в подвальных помещениях МАИ (максимальный срок – 13 лет (!)) не в силах покинуть «учителя»; за время действия секты были случаи суицидов», – говорится на странице сайта МСБ.

В справке МСБ также говорилось, что «разработка» Лубенко велась совместно с Центром «Э», однако заслуженного наказания «мессия» смог избежать, поскольку умер незадолго до планировавшегося в 2012 году задержания.

Через «ВКонтакте» мы вышли на куратора МСБ Леонида, который предоставил автору большую часть своих рабочих материалов по делу Лубенко. Были там и расшифровки бесед с пострадавшими из числа бывших адептов, и отсканированные страницы издания учения секты «Система Стержневой истины».

Первая публикация

Одним из живых свидетелей, имевших дело с сектантами, оказалась работающая сейчас в «Деловом Петербурге» Лилия Агаркова. Именно её фамилия значится в запросе газеты «Известия-Петербург», направленном в 1999 году в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Лилия Агаркова рассказала автору, что запрос был сделан в связи с разоблачительной публикацией ныне покойного петербургского журналиста Константина Крикунова, который точно так же в своё время случайно наткнулся на эту «Малую Академию», когда искал для своей дочери художественную школу. В редакцию газеты стали приходить как сторонники Лубенко, так и те, кому удалось из его секты вырваться.

«Они атаковали нас письмами, и были не совсем вменяемые. Во-первых, приходили молодые люди, выпускники этой школы. И они все носили одну фамилию – Раильтянин. Я спросила у одного из них, что это означает – он ответил «житель Рая», – вспоминает Лилия Агаркова.

По словам нашей собеседницы, все эти люди производили впечатление «очень сильной убогости», и она никак не могла понять, почему это всё происходит при Русском музее. Агаркова также рассказала, что против Лубенко незадолго до 1999 года дважды возбуждались уголовные дела, однако оба раза производство прекращалось после того, как пострадавших убеждали отозвать свои заявления. Самое главное, что коллега подтвердила: ответ руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий отца Олега Стеняева, который можно найти в интернете, был написан именно по её запросу.

Секта!

Как ранее уже говорилось в первой статье, учение Лубенко, согласно экспертному заключению отца Стеняева, «носит оккультно-религиозный характер», содержит концепцию человека-андрогина, по которой человек рождается бесполым существом и лишь впоследствии проявляет себя как существо мужского либо женского пола. Раздел книги «Стержневые законы мира. Гармония планов и миров, объединённых Стержневой Истиной», отмечает эксперт, вообще взят из каббалистической магии.

Согласно заключению Стеняева, учение художника нагнетает агрессию ко всем, кто не исповедует его учение. Цель Лубенко состоит в построении «ещё более страшного общества, чем при ленинском военном коммунизме или в нацистской Германии, – такого общества, в котором каждый человек становится винтиком, всё своё естество, все свои желания и устремления, силы и способности направляет исключительно на удовлетворение оккультно-религиозной категории под громким названием «Стержневая Истина», пишет эксперт.

Вне поля зрения Олега Стеняева осталось лишь то, что логику для своих построений Лубенко заимствует из диалектического материализма. А учитывая, что его «учение» создавалось ещё в Перестройку, на 20 странице книге можно встретить, например, что «Великая цель – это построение коммунистического общества, общества высокоразвитых, гармоничных, доброжелательных, не лживых, но истинных людей, беззаветно преданных идее Братства, Любви, Гармонии!»

Или вот, на 26 странице говорится о «просвещённом» учением человеке, который, познав себя, «в торжестве своём сознаёт себя коммунистической личностью из будущего, которое сегодня явилось для того, чтобы завтра все стали такими, как он».

Изящнее всего эта тема, конечно, раскрывается в своеобразных «молитвах» Лубенко, которые называются у него «приветствиями». Так в «Приветствии миру» на 61 странице содержатся, например, следующие воззвания: «Люди пусть постигнут Истину! Гармония Коммунизма, приходи к нам!», – и далее там же: «Во имя Коммунизма живём мы, во имя счастья всех».

Ещё из разряда «политического» на следующей странице читаем: «Фашизм тела и духа погибнет сам от себя. Лучи солнца прожгут его. Рухнет капитализм тела и духа». Заметно, что воспалённое сознание Лубенко как губка впитывало в себя все без исключения веяния эпохи: «Здравствуйте, системы и звёзды иных миров, вы, несущие свет свой, освещая ночь, рождая красоту излучающей истиной! ... Пусть атомная энергия не разрушит планету и никакая энергия не будет угрожать вам». Последнее – уже из следующего «молитвенного» воззвания «Приветствие природе».

В следующем далее «Приветствии телу» Лубенко предлагает своим ученикам восклицать так: «я – коммунист, рождающий коммуну любви и дружбы!». И далее (здесь «коммунизм» Лубенко, похоже, тяготеет к идеям хиппи): «На первом месте у меня люди, народ мой советский, но и другим народам я несу мир, я не хочу враждовать, я хочу любить!»

Однако всё веселье от подобной «шизы» проходит, когда «философ» начинает излагать самую сокровенную суть своего учения. Тон его постепенно становится всё более мистическим, обращение своё он уже ведёт исключительно к верным ученикам.

«Ни религия – первый метод познания мира – бога природы, которую вы отвергли в своё время, не приведёт вас к Истине, ни наука – второй метод познания бога природы не спасёт всех, и вот в поисках спасения люди интуитивно движутся к Стержневой Истине, – излагается в первом параграфе раздела под названием «Манифест Стержневой Истины». И далее там же. – Апокалипсис – детская развлекательная программа... Нарушен закон равновесия сил природы, и вернуть баланс может только Стержневая Истина, через познание которой вы воскресите себя...»

Пятый параграф «Манифеста» Владимир Лубенко, судя по всему, посвящает своей собственной роли в этом «космогоническом процессе». Параграф называется «Основные законы Мессии». Здесь уже звучат фразы: «Мессия живёт для Стержневой Истины», «Естественное и беспрекословное подчинение Стержневой Истине и истинному учителю», «Все члены семьи ответственны перед законом ритуала природы Стержневой Истины. В случае нарушения они будут наказаны законом ритуала природы Стержневой Истины и будут выброшены во внешний мир незнания Стержневой Истины» (страница 69).

Любопытно, что лозунгу «Красота спасёт мир» Лубенко предписывает противопоставлять лозунг «Стержневая Истина спасёт мир». Заканчивается параграф и вовсе зловеще: «Если же кто-то угрожает нам ударом, мы дважды уходим от удара, либо терпим эти удары. На третий удар мы уничтожаем противника, чтобы он не поднялся и не уничтожил нас».

Вот интересно, после публикации нашей прошлогодней статьи следует ли считать «ударом» редакционные запросы в городскую прокуратуру в связи с ситуацией в «Малой академии»? Если да, то нынешняя статья как раз и будет «третьим ударом». А если не считать, сколько раз по художникам-сектантам уже «ударяли» районные власти? Знают ли в администрации о нависшей над ними опасности?

Ну и напоследок для симпатизирующих «академикам» ещё пара высказываний их лидера: «всё для Стержневой Истины, и всем управляет Стержневая Истина... Каждый знает свою жену или жён и не претендует на чужую... Дети – всеобщие и воспитываются обществом... Во всём – иерархия истинности Стержневой Истины». Заканчивается книга обращением Лубенко: «... идите ко мне и слушайте меня, и читайте, я – ваш и к вам пришёл».

Административный разгром

Осенью надзорное ведомство ответило на запросы «Конкретно.ру». Оказалось, что прокуратурой города не рассматривались обращения граждан по вопросам осуществления в МАИ финансово-хозяйственной деятельности, меры прокурорского реагирования к учреждению не применялись.

Также нам сообщили, что за последние 5 лет горпрокуратура не проводила проверку информации, изложенной в статье газеты «Известия-Петербург» в 1999 году. Осуществлялась ли такая проверка в период с 1999 по 2011 годы, выяснить не представлялось возможным, поскольку срок хранения подобных материалов составляет 5 лет, говорилось в ответе на наш редакционный запрос.

В свою очередь прокуратура Центрального района сообщила, что никаких сведений о противозаконной деятельности МАИ ни в какие районные контролирующие органы не поступало, а потому никаких проверок тоже не проводилось.

А на днях стало известно, что деятельность МАИ в Мозаичном дворике уже прекращена. В группе МАИ «ВКонтакте» мы обнаружили пафосные статьи свободолюбивых журналистов и некий манифест педагогов Академии, в котором они возмущаются тем, как с ними обошлись.

Пресс-секретарь администрации Центрального района Елена Титова пояснила, что 27 февраля из МАИ был уволен директор Мартынов В.В. за неоднократное нарушение финансово-хозяйственной деятельности, в частности за проведение коммерческих мероприятий. Вслед за его увольнением заявления «по собственному» написали все без исключения сотрудники учреждения.

В процессе разговора выяснилось, что ещё осенью в районную администрацию стали поступать запросы с просьбой прокомментировать «информацию о деструктивной деятельности, якобы осуществляемой в подведомственном администрации района подростково-молодёжном центре «Малая Академия искусств». Титова пояснила, что среди прочего имеется в виду и статья, вышедшая на «Конкретно.ру».

После этого в МАИ была проведена проверка, в результате которой «документальных фактов, подтверждающих указанную деятельность, выявлено не было». По её словам, иначе и быть не могло, поскольку по закону недопустимо, чтобы в госучреждении кто-либо пытался навязывать детям и подросткам какую-либо идеологию или мировоззрение.

В Уставе МАИ от 2011 года, подчеркнула Титова, никакой работы по системе Лубенко не предусматривается. Вопрос, не это ли подразумевается под «документальными фактами», якобы подтверждающими, что в МАИ всё в порядке?

Напомним, что прошлым летом автор получил вполне однозначный ответ от начальника районного отдела молодёжной политики и спорта Татьяны Легенкиной: «Мне не известно, что там творится». Её слова подтверждаются видеозаписью, о проведении которой женщина была предупреждена. При этом в ходе беседы чиновница настаивала, что в МАИ не ведётся никакой образовательной деятельности.

В логове художника

Чтобы получить комментарий из первых рук, по какой же системе ведётся обучение, автору летом всё же приходилось посетить МАИ, естественно, не под видом журналиста.

Надо сказать, что впечатление Мозаичный дворик производит тягостное и жуткое, а увиденное там больше похоже на фантазии абсолютно больного человека, который получил территорию для «творчества». Но для поверхностного взгляда – это красочная мозаика, украсившая серый питерский двор.

В разговоре сотрудница МАИ Богдана Лубенко не стала скрывать (имеется видеозапись): «Мы занимаемся по программе Владимира Васильевича Лубенко. И по этой методике с детьми занимаются». А женщина, представившаяся главным бухгалтером, дополнила: «У нас не столько развитие, сколько воспитание. И темы, которые вы там (в программе) увидите, они прежде всего воспитательного характера».

Богдана Лубенко показывала методичку, ту самую разобранную выше «Систему Стержневой Истины», и говорила буквально так: «Вот здесь вы сможете увидеть все наши постулаты, основы, с какими мы с детьми работаем, как рассматриваем эти темы».

На вопрос о случайно замеченной автором в книге фразе «Самоубийство двойки» женщина-бухгалтер поспешила дать ответ: «Вы откройте учебник по высшей математике. Нельзя же вырывать что-то из контекста и спрашивать».

Вместе с тем обе женщины однозначно утверждали: родителям находиться вместе с детьми на занятиях запрещено. «А где, в каких школах родители сидят на занятиях? Открытые уроки – пожалуйста. В школах охранник сидит, даже родителей не допускает просто так», – говорила бухгалтер. Богдана Лубенко на это заметила, что они уже «плагиатом объелись».

Но больше всего в ходе того визита в МАИ нервничали, когда речь заходила о том, где же сейчас находится сам Владимир Лубенко.

«Он сейчас не преподаёт. Он 41-года, он уже отдыхает. Он на родине сейчас... Это к теме вообще не относится», – отвечала женщина-бухгалтер. Напоследок, уже прощаясь, в ответ на вопрос, часто ли Лубенко их навещает, и в ответ прозвучало отрывисто: «Нет, не часто. Сейчас это не играет никакой роли, я ещё раз говорю».

Теперь, когда районная администрация выжила МАИ из своего логова, исчезла и тайна. В своём манифесте педагоги вынужденно признали, что заслуженного художника России не стало осенью 2011 года.

Помимо идейной составляющей «академикам», очевидно, неплохо жилось на госбюджете. Их покровители, благодаря которым в подростковом клубе процветал оккультизм, находятся в тени.

А вот позиция районной администрации и профильных комитетов Смольного продолжает вызывать вопросы. Как должностные лица теперь относятся к «шизанутой» методике Лубенко? Не переедет ли в другой адрес МАИ с подачи какого-либо чиновника, который решит поставить свою подпись под программой художественной студии? И кто и как теперь будет проверять психику детей, уже подвергшихся «воспитанию» Стержневой Истиной?

 

            Кирилл Чулков, «Конкретно.ру», фото с сайтов http://hotel-art-apart.ru и http://img-fotki.yandex.ru, в виде иллюстрации так же представлены отдельные страницы из книги Лубенко

Конец «Стержневой Истины»
Конец «Стержневой Истины»
Конец «Стержневой Истины»
Конец «Стержневой Истины»
Конец «Стержневой Истины»