Кровь, ромашки и сострадание: драма Пригожина «Солнцепёк» рассказывает о том, как под обстрелами сохранить человечность

Боевые действия на Донбассе, развязанные Киевом ещё в 2014 году, не могли оставить россиян равнодушными к происходящему. Фильм «Солнцепёк», снятый по инициативе петербургского бизнесмена Евгения Пригожина, не только протянул руку помощи русским, против которых ополчились украинские националисты, но и стал предвестником спецоперации.  

 


Многолетние бомбёжки домов Народных Республик мало интересовали международное сообщество и либеральную общественность. По мнению украинских активистов, Донбасс, отказавшись поддержать приход националистов в большую политику после кровавого переворота, сам выбрал себе такую участь: унижений и уничтожений. Но годы тяжелейших испытаний,  выпавших на долю соседнему с нами региону, только сплотили местных жителей против тех, кто считал неполноценными разговаривающих на русском языке. Кино «Солнцепёк» рассказывает о том пути, который и выковал монолитную убеждённость Донбасса в своей правоте. И то, что на экране пролито много крови, только подчеркивает, как непросто было реальным людям.    

– Когда мы стали вникать в материал, изучили документальную хронику, стали смотреть что, где, как происходило, пришло понимание, что должны быть жёсткие сцены, - рассказывает режиссёр Максим Бриус о том, как менялся сценарий. - Они должны быть правдивыми на уровне фильма «Иди и смотри». Я был в 10 классе, когда он вышел, и произвел на меня сильнейшее впечатление своей неприкрытой правдой. И родилось ощущение, что мы должны делать фильм по степени достоверности примерно на том же уровне. И, конечно, заказчик фильма, Евгений Пригожин, делал на этом акцент. Когда получал материал, он просил сделать пожестче. Идея создания фильма принадлежала ему, он сказал, что ему хочется, чтобы было такое кино.

Хотя идейный вдохновитель в процесс съёмок не вмешивался, его влияние на создание картины трудно переоценить. Именно он настоял, чтобы на одну из главных ролей взяли Владимира Ильина, а ведь на эту роль уже утвердили местного артиста. Но предприниматель считал, что в картине обязательно должен быть культовый и всеми любимый актёр. И этот выбор полностью себя оправдал: Ильин добавил происходящему и душевности, и правдивости. Пожелания и комментарии Пригожина регулярно доходили до режиссёра.

- Было интересно работать с ним, - отмечает Бриус. - Это было креативно, по-мужски, бывало и крепкое словцо от него прилетало. Порой мы понимали, что где-то что-то не доделали, значит нужно взяться за руки крепче и заниматься правдой жизни. Энергия, исходящая от Евгения, очень помогла всему проекту, во многом из-за него фильм и стал таким достоверным. Если бы мы снимали без его комментариев, кино могло быть помягче. Но считаю, всё правильно сделано.

Несмотря на жестокость многих эпизодов (мёртвые дети, растерзанные осколками влюбленные, расстрелянные старики – здесь всё как в жизни на Донбассе после 2014 года) авторам удалось сохранить человечность и добросердечие. Только ими можно объяснить поступок главы Луганской администрации, который, допросив туповатую молодежь из пленённого нацбата, вернул парням документы и посоветовал поспешить к родителям, чтобы больше никогда не показываться на этой земле. Один к словам взрослого мужика прислушался, другой – решил, что оказался в компьютерной игре, и, потеряв одну жизнь, вполне можно попробовать пройти этот уровень ещё раз. 

А ведь сохранить  человечность персонажам фильма было очень непросто. Когда одному русскому пареньку удалось сбежать из украинского плена, он чуть живой ползёт по ромашковому полю, обильно окрашивая белые лепестки красным. И когда изувеченный парень попадет в скорую помощь, там у всех волосы встают дыбом от увиденных травм. И из таких моментов жестокости с той стороны и складывалось общее отношение жовто-блакитных националистов к русскоговорящим. Фильм наталкивает на понимание простой истины: долго такие издевательства продолжаться не могут, Россия обязательно протянет руку помощи. Так и вышло: через полгода после премьеры фильма началась специальная военная операция на Украине. 

- «Солнцепёк» один из тех фильмов, которые даже не хочется переделывать, - отметил Максим Бриус. - В целом от него ощущение законченности. Считаю, что фильм удался. До сих пор получаю отклики от зрителей, очень много пишут жители Донецка, Луганска, даже год спустя стучатся в друзья, благодарят за картину. А от наших друзей с той стороны поначалу было много негатива, приходили угрозы, какие-то неприятные вещи, но сейчас этот поток иссяк. В целом работа получилась сильная, и я доволен, что принял в ней участие.