Две трети жалоб на услуги связи - на сотовиков и провайдеров

     Общее количество заявлений потребителей на услуги связи возрастает с каждым годом. В 2009 году Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу зарегистрировано 100 обращений, что почти в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. За 6 месяцев 2010 года в Управление поступило уже 71 заявление.

 

     Как рассказали "Конкретно.ру" в ведомстве, три года назад больше половины от общего количества занимали жалобы на нарушения при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи. Жалобы на услуги подвижной связи и телематические услуги связи составляли тогда 22%. В 2008-м и 2009 году количество жалоб на данные услуги значительно возросло, и именно они в первом полугодии нынешнего года составляют больше половины всех жалоб на услуги связи - 67%. Рост обращений граждан на нарушения при оказании услуг подвижной связи и телематических услуг связи говорит о стремительном внедрении в обиход мобильных телефонов и компьютеров. Новые технологии позволяют с помощью средств связи оказывать и качественно новые услуги, в том числе информационно-развлекательные.

     Объединение количества заявлений на эти виды услуг не случайно. Большое количество заявлений по формулировке потребителя относится к нарушениям его прав со стороны оператора, предоставляющего услуги подвижной связи, например: незаконное снятие денежных средств за входящие SMS-сообщения с коротких номеров, не предоставление информации о стоимости таких сообщений. Но в результате документарных проверок выясняется, что эти услуги оказывают провайдеры. К административной ответственности за не предоставление информации, введение в заблуждение и обман в ряде случаев привлекается не оператор, а провайдер.

     Так в 2009 году к административной ответственности в виде штрафов привлечено ЗАО "Связной Загрузка" (Москва) за обман, введение в заблуждение и не предоставление необходимой и достоверной информации при оказании информационно-развлекательных услуг абоненту МТС а именно: об условиях проведения викторины "Выиграй 50 000 набери х 728 х 1 #", что привело к снятию с лицевого счета абонента 258,3 рублей за входящие SMS-сообщения с короткого номера 111147.

     В 2010 году к административной ответственности в виде штрафа привлечено ООО "Айфри" (СПб) за обман, введение в заблуждение при оказании услуги "Подписка" по предоставлению доступа к информационным ресурсам на сайте www.turbobit.ru, а именно: предоставления Турбо-доступа, выразившееся в автоматическом платном продлении услуги посредством направления абоненту платных SMS-сообщений без получения от него согласия и подтверждения об ознакомлении его с правилами предоставления услуги "Подписка".

     В 2009 году Управлением проведено 58 проверок, в том числе 5 плановых, установлено 21 правонарушение. В первом полугодии 2010 года проведено 32 проверки, установлено 14 правонарушений.

     Одно из основных нарушений - непредоставление полной и достоверной информации в договорах на оказание услуг связи, в центрах (офисах) обслуживания клиентов (абонентов), в картах оплаты услуг связи. Среди наиболее распространенных нарушений также включение в договор на оказание услуг связи условий, ущемляющих права потребителей и обман, введение в заблуждение, снятие денежных средств со счета потребителя при оказании услуг связи с использованием коротких номеров, оказание услуг при отрицательном балансе в случае авансовой системы расчетов.