Не все то реклама, что висит. Зачем Смольный заклеил Сергея Миронова белой пленкой

На прошлой неделе, не успев закончить войну с антиэстетичной наружной рекламой, Смольный заодно стал убирать и политическую наружку. Правда, теперь в рамках общефедеральной кампании. Что, однако, не делает эту борьбу, в глазах пострадавших, менее незаконной.

В начале июля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вместе с Центризбиркомом решили, что в невыборное время размещать политическую рекламу на уличных носителях нельзя. Потому-де, что данные носители предназначаются только для размещения рекламы, партийная же реклама – это не реклама, а агитация и, таким образом, по закону вывешиваться на них не может. Вернее, может, но только во время выборов.

С политической точки зрения такое решение – безусловная победа «Единой России». Потому что реклама всякого товара, в том числе и партии, может иметь две цели: повышение известности товара (когда потребителям сообщают о том, что товар существует) и повышение его популярности (когда потребителя убеждают, что данный товар, с которым он уже знаком, лучше других аналогичных). Об этом при большом желании можно прочитать у В. ПЕЛЕВИНА. Уличная реклама не может повышать популярность, но зато неплохо знакомит избирателя с брендом партии, то есть работает на известность. А «Единая Россия» – единственная партия в стране, чье название знакомо почти всем избирателям и не нуждается, таким образом, в дополнительной раскрутке. В отличие, например, от своего главного конкурента – «Справедливой России».
Поэтому в тех регионах, где власти сочувствуют «Единой России», немедленно развернулась борьба с политической наружкой. В Петербурге она к тому же совпала с дающим о себе знать уже второй месяц чувством прекрасного у отцов города, которые не могут более терпеть на его прекрасных улицах уродливые рекламные щиты. Ко всему прочему городские власти не жалуют и Сергея МИРОНОВА, поэтому от реализации решения ФАСа они наверняка испытывали двойное удовольствие.

Жертвами этой борьбы в нашем городе стали «Гражданская сила» (либеральный про-кремлевский проект адвоката Михаила БОРЩЕВСКОГО) и «Справедливая Россия». Впрочем, «Гражданская сила» решила сразу сдаться, а мироновцы начали войну. Большинство операторов наружной рекламы, получив инструкции Городского центра размещения рекламы (ГЦРР), добровольно закрыли всю политическую рекламу. Проблемы у чиновников возникли только с компанией «Талер» (и, возможно, «Руан»), не пожелавшей снимать рекламу «Справедливой России».

Поэтому несколько ночей подряд в конце прошлой недели сотрудники ГЦРР ездили по городу и заклеивали лицо Сергея МИРОНОВА белой пленкой. А те рекламоносители, которые не соответствовали эстетическим предпочтениям Смольного, и вовсе спиливали. По словам присутствовавших при этом сотрудников «Талера», безопасность борцов с рекламой обеспечивали омоновцы и некая «служба безопасности Смольного». При этом они показывали письмо председателя комитета по печати Аллы МАНИЛОВОЙ главе ГУВД, в котором она просила его «оказывать содействие в обеспечении соблюдения правопорядка при демонтаже политической рекламы».

Самое интересное в данной ситуации – правовой аспект. Пресс-секретарь ГЦРР Татьяна ФАДЕЕВА объяснила «Городу», что основание для снятия рекламы – документ от комитета по печати, принятый на основании решения ФАС. «ФАС – главный контролер рынка, поэтому его решения обязательны к исполнению», – пояснила она. В комитете по печати комментировать ситуацию отказываются, но неофициально источник в Смольном описал позицию городских властей несколько иначе. «ГЦРР руководствуется федеральным законом, по которому, как об этом и говорится в решении ФАС, на наружных носителях можно размещать только коммерческую рекламу. То есть он просто устраняет нарушение закона». При этом, считает источник, факт нарушения не обязательно должен быть установлен судом: «а если там будет плакат с экстремистскими призывами – нужно ли ждать решения суда?»

Позицию петербургского управления ФАС узнать не удалось, поскольку его глава Олег КОЛОМИЙЧЕНКО
находится в отпуске.

Вместе с тем, по мнению гендиректора «Талера» Михаила ПОГОСОВА, никакого права снимать рекламу ГЦРР не имел.

«Петербургское отделение ФАС действительно вправе прислать нам уведомление о наших неправомочных, с их точки зрения, действиях и потребовать демонтировать рекламу в определенный срок, – заявил он «Городу». – Мы можем отказаться его выполнять, если считаем, что требования антимонопольного ведомства незаконны, и тогда ФАС подает в суд. Однако по состоянию на сегодняшний момент – а они уже две ночи заклеивают – никто нам никакого уведомления не прислал – ни ГЦРР, ни антимонопольный комитет, ни комитет по печати. Единственный документ, полученный нами, – это письмо замдиректора ГЦРР Лапина, который, ссылаясь на опубликованное ФАСом «сообщение для прессы», обращает внимание на необходимость «учета указаний» ФАС и ЦИК при заключении договоров на размещение политической рекламы. Но для нас основной документ – это предписание ФАС. Ни ГЦРР, ни комитет по печати вопрос о снятии рекламы решать не могут».

Сейчас «Талер» и «Справедливая Россия» подали заявления в прокуратуру. По мнению юристов «Справедливой России», их постеры – никакая не агитация, а самая настоящая реклама, и потому имеет полное право висеть на билбордах. Кроме того, Закон «О политических партиях» дает партийцам право «свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи».

Кстати

Борьба с антиэстетичной рекламой, размещенной на частной территории (именно она больше всего не нравится Смольному, поскольку он никак не может ее контролировать) пока не принесла городским властям ощутимого успеха. Один из основных операторов наружного рынка – компания «Постер» – выиграла ряд судебных исков по поводу демонтажа ее рекламных конструкций.

По словам Михаила ПОГОСОВА, в прошлую пятницу прошло первое заседание суда по аналогичным искам, поданным «Талером». Причем суд, по его словам, назвал это дело аналогичным делу «Постера». «Суд у нас был назначен на 13-е число, поэтому ГЦРР так торопился снимать рекламу, чтобы точно успеть до 13-го и поставить всех перед фактом», – считает Погосов.

Антон Мухин

© «ГОРОД», № 25

Санкт-петербург