Права пассажиров повсеместно нарушаются

Северо-Западной транспортной прокуратурой (СЗТП) за год деятельности выявлено более 400 нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей услуг транспорта.

 

Так, прокурорами выявлялись нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, регламентирующего обеспечение доступа инвалидов на объекты транспортной инфраструктуры; законодательства о защите прав потребителей, регламентирующего порядок предоставления пассажирам транспорта информации о предоставляемых перевозчиком услугах; а также законодательства о пожарной безопасности.

Как сообщили "Конкретно.ру" в СЗТП, ОАО "Российские железные дороги" достаточные меры для создания инвалидам - пассажирам железнодорожного транспорта условий для беспрепятственного пользования услугами перевозчика не принимаются. Авиапредприятиями пассажирам не только предоставляется недостоверная информация о приобретаемой ими услуге, но и в ряде случаев отказывается в удовлетворении их обоснованных претензий. Серьезные проблемы с пожарной безопасностью имеют место не только в пассажирских поездах, но и на железнодорожных вокзалах.

Так, существенные нарушения Закона, затрагивающие конституционные права граждан, выявлены Санкт-Петербургским транспортным прокурором на Московском вокзале, Ленинград-Финляндским транспортным прокурором на вокзале города Выборг при проведении проверки соблюдения требований закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Там отсутствуют пандусы и поручни для инвалидов, в общественных туалетах не оборудованы специальные кабины, отсутствуют также специально отведенные места для инвалидных колясок и специальные приспособления для посадки инвалидов с колясками в вагоны.

В ходе проведения проверок соблюдения предприятиями воздушного транспорта законности при оказании услуг населению также выявлены нарушения Закона, затрагивающие права граждан как потребителей услуги воздушной перевозки. Нарушения выявлялись как в пунктах продажи авиабилетов в части предоставления недостоверной информации об условиях воздушной перевозки и отсутствия необходимой информации в расписании движения воздушных судов, так и в деятельности авиакомпаний, предоставляющих пассажирам недостоверную информацию о приобретаемой ими услуге.

Так, Санкт-Петербургским транспортным прокурором установлено, что ГТК "Россия" в нарушение требований Федерального закона "О защите прав потребителей" предоставляет пассажирам бизнес-класса недостоверную информацию о приобретаемой ими услуге.

В Руководстве по наземному обеспечению перевозок ГТК "Россия" установлен перечень повышающих комфорт воздушной перевозки дополнительных услуг, предоставляемых пассажирам бизнес-класса. Согласно установленным авиапредприятием правилам регистрация пассажиров бизнес-класса должна осуществляться на отдельной стойке регистрации, багаж оформляться отдельной багажной ведомостью, на период ожидания вылета рейса на стойке регистрации пассажиру должно выдаваться приглашение в бизнес-салон, доставка таких пассажиров на борт воздушного судна должна осуществляться отдельным автобусом. Помимо этого, на борту воздушного судна пассажирам бизнес-класса также должно предоставляться специальное обслуживание.

Однако из 55 аэропортов Российской Федерации и ближнего зарубежья, куда осуществляет полёты авиапредприятие, в 14-ти пассажирам бизнес-класса дополнительные услуги оказываются не в полном объёме.

Всего в целях защиты прав потребителей органами Северо-Западной транспортной прокуратуры за год осуществления своей деятельности внесено 69 представлений, по результатам рассмотрения которых 44 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Внесено 25 протестов, направлено в суды 15 исковых заявлений, по постановлениям прокуроров 56 лиц привлечены к административной ответственности, о недопустимости нарушения Закона предостережено 45 лиц.

Северо-Западной транспортной прокуратурой запланировано проведение во втором полугодии 2008 года проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей на объектах железнодорожного, воздушного и водного

транспорта.