«Ленину» - полвека

На «Адмиралтейских верфях» отмечается знаменательная дата - 50 лет с момента передачи ледокола «Ленин» Морскому флоту СССР.  Ледокол стал первым в мировой истории атомным надводным судном.

 

3 декабря 1959 года, 50 лет назад, построенный на Адмиралтейских верфях (тогда   - судостроительный завод им. А. Марти) ледокол «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой, был передан министерству Морского флота СССР для обслуживания Северного морского пути. Безаварийно проработав в течение 30 лет, он прошел свыше 412 тысяч морских миль во льдах и самостоятельно провел 2890 судов.

Как рассказал Генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Владимир Александров, необходимость в атомном ледоколе была продиктована сложной эксплуатацией ледоколов в северных широтах. «Ледоколы с дизельной силовой установкой могут позволить себе запасы топлива не больше, чем на 40 суток. В период арктической навигации судам приходится несколько раз заходить на базы для пополнения запасов топлива. Ледокол с атомным двигателем в этом смысле более удобен», - отметил он.

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах.

Технические характеристики судна -  длина судна 134 м, ширина 27,6, мощность на валу – 44 тыс. л. с., водоизмещение – 16 тыс. т., скорость хода -18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров.  Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года. 12 сентября 1959 года отправился на ходовые испытания, а 3 декабря 1959 года был сдан Министерству морского флота. С 1960 года ледокол работал в составе Мурманского морского пароходства, демонстрируя прекрасную работоспособность.

В 1989 году ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации и поставлен на стоянку в Мурманске. С мая 2009 года открыт для посещения.