От "сурового" стиля - к бытовому жанру

В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка известного художника "поколения шестидесятых" Павла Никонова. Экспозиция включает более 100 произведений живописи и графики из фондов ГРМ, ГТГ, Российской Академии художеств, музея-заповедника "Абрамцево" и частных коллекций.

 

Павел Федорович Никонов родился в Москве в 1930 году. Рисовать начал в эвакуации в глухом уральском селе. Его дипломная работа "Октябрь" в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве Никонов получила большую серебряную медаль. Никонов вступил в Московский союз художников.

В 1959 году он совершил первую поездку в Сибирь на Братскую ГЭС, после которой написал приобретшую широкую известность картину "Наши будни". Затем состоялась большая поездка в Саяны вместе с геологической партией. В 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХа, Павел Никонов показал картину "Геологи", ставшую живописным манифестом целого поколения. Однако она вызвала шквал уничижительной критики официального толка, которую не устроили ни сюжет, ни тема, ни манера изображения.

В начале 60-х Никонов выступал на выставках так называемой "девятки" - группы московских художников, подвергших сомнению принципы социалистического реализма и оказавшихся почти нелегалами на территории советского искусства.

В 1985 году на Международной биеннале реалистической живописи в Софии он получил большую золотую медаль. В 1991 году состоялась первая персональная выставка Павла Никонова в Центральном доме художника. За работы, представленные на ней, он был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. В 1998 году Никонов избран членом-корреспондентом, а в 2000 - Действительным членом Российской академии художеств. Ему присвоено звание "Народный художник Российской Федерации".

В начале 1970-х Павел Никонов отошел от "сурового стиля", его заинтересовали художественный язык примитива, бытовой жанр.

В "Деревенский цикл" картин П.Ф.Никонова, созданный в 1985-2001 годах, входят десять произведений, отображающих жизнь людей в небольшой российской деревне. В них трагические события - "Сельские похороны" и "Пожар", когда всех жителей объединяет беда. И события повседневной жизни, где нет различия между важными, значительными, и, казалось бы, мелкими её проявлениями. По мнению художника, "именно в деревне, на деревенском материале многие социальные процессы выявляются острее, явственнее. Человек в нашей сегодняшней деревенской среде, в нашей неброской природе как бы растворяется, превращается в какой-то одушевленный натюрморт".

Картины Никонова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях и частных собраниях других городов России, в Национальной галерее Софии (Болгария).