В Россию вернулись миниатюры, вывезенные императрицей Марией Федоровной за границу в 1919 году

Портреты выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860-1890-е годы. Теперь ГМЗ «Царское Село» обладает одной из крупнейших коллекций портретов последнего российского императора Николая II.

Музей-заповедник «Царское Село» приобрёл уникальную коллекцию из пяти живописных миниатюр, некогда украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III. Это стало возможным благодаря финансовой помощи благотворительного фонда «Транссоюз». Миниатюры хранились в частном лондонском собрании. Они были частью архива Романовых, большую часть которого (более 200 единиц) музей приобрел в 2017 году тоже с помощью меценатов, сообщает пресс-служба музея.
На портретах изображены ближайшие родственники императрицы Марии Фёдоровны – её супруг император Александр III; сын Николай II (в детстве, юности и зрелом возрасте) и императрица Александра Фёдоровна. В 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти из страны часть своих украшений. Позже ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна, унаследовала драгоценности матери. Часть из них она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons.
«Эти миниатюры вместе с украшениями, в которые они были вмонтированы, хранились когда-то в легендарном ларце с драгоценностями императрицы Марии Федоровны, который она вывезла из России после революции. Они разделили драматическую судьбу своей владелицы, вынужденную покинуть страну, и чудом сохранились до наших дней», - говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
Теперь музей обладает одной из крупнейших коллекций портретов последнего российского императора Николая II. Самый большой портрет имеет размер 3 х 1,5 метра – это полотно Александра Маковского – выставлен на экспозиции «Романовы в Царском Селе» в Екатерининском дворце, самый маленький  (8 х 6 мм) входит в число приобретенных миниатюр, отметила хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.