«Огонь, под полушарьем тьмы горящий»

В Санкт-Петербурге проходит XXIX Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», приуроченный к Году театра в России и включенный в основную программу Международной театральной олимпиады.

Участники фестиваля рассказали СМИ о его программе, с которой к нынешнему дню уже частично познакомились зрители: это открывший фестиваль блистательный спектакль московского театра «Ленком» «Фальстаф и принц Уэльский», который Марк Захаров поставил в 2018 году. По трагическому стечению обстоятельств великого мастера не стало в дни фестиваля. С большим успехом прошли спектакли театра «НоНо» (Марсель, Франция), объединившего артистов из России, Европы, а также Китая и Кореи. Увидели зрители  спектакли «Чайная» (Студия Мэн Цзинхуэя, Пекин, Китай) и Театральной компании Пиппо Дельбоно (Модена, Италия) «Радость».

Но особое место в фестивальной программе уделено памяти выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса, ушедшего из жизни год назад. Все премьеры этого мастера в России неизменно проходили в рамках фестиваля «Балтийский дом». В 2019 году специальная программа  «Някрошюс. Продолжение...», посвященная памяти классика современного театра, стартовала в рамках фестиваля 4 октября, когда была отрыта мемориальная доска в его честь. Корреспондент «Конкретно. ру» побывал на одном из спектаклей этой программы под названием «Инферно-Парадисо» по бессмертной поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери.
На сцене Балтийского Дома огромная сфера с натянутыми по бокам канатами. Она постоянно меняет свой цвет – от багрового до мрачно-серого, покрытого черными кольцами, временами скрываясь в клубах дыма и вспыхивая зловещим огнем. Ад, чистилище, рай – через них проходит герой бессмертной поэмы Данте. Он видит свою Беатриче, говорит с ней и постоянно теряет ее. Блуждания человеческой  души тонко передают актеры созданного режиссером Някрошюсом театра «Мено Фортас». Актеры-ученики Мастера пластичны, красивы и очень выразительны. Главный герой в ярко красном одеянии, произносит монологи поэта яростно, мощно и несмотря на то, что спектакль идет на литовском языке, его энергетический посыл понятен. Русский текст транслируется субтитрами и просто врезается в память: «Я вверх иду, чтоб зренье обрести…» Он идет сквозь ад и все вспыхивает ярко алым цветом – это особенно выразительная сцена спектакля. Беатриче появляется тоже в красном одеянии – она нежна, но и непреклонна одновременно. Их диалоги, даже бессловесные, выражают всю гамму чувств и мучений, подчеркивая слова Данте: »Входящие, оставьте упованья». Очень хороша музыка спектакля – от грозных и трагических мотивов, до спокойных интонаций, даже переходящих в лирический вальс.

Символы и образы Някрошюса каждый волен трактовать по-своему, сам режиссер, хочется думать выполнял волю Данте: «Я увожу к погибшим поколеньям…».
А фестиваль продолжается и зрители еще могут увидеть спектакли как самого Някрошюса – «Мастер Голода» по Францу Кафке, по С. Шальтянису «Сукины дети» и В. Гомбровичу «Венчание». Ждут зрители и постановку по Ж.-Б. Мольеру «Тартюф» - режиссер Оскарас Коршуновас.
Кроме того, памяти Мастера посвящена дополнительная программа лекций и видеопоказов, которая пройдет в стенах театра с 9 по 16 октября.
  • 463
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен