Раскрыта тайна старого портфеля

В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие», на которой представлены 60 графических произведений - карандашные наброски, карты и акварели графа Павла Сергеевича Строганова (1823-1911), художественное наследие которого до недавнего времени было неизвестно.

 

16-летний граф Павел Строганов во время путешествия в Италию со своей семьей запечатлел большей частью пейзажи южных берегов этой страны. Как рассказал куратор этой выставки, заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца Сергей Кузнецов, долгое время автор рисунков оставался неизвестен. Причем история установления авторства носила чуть ли не детективный характер, передает корреспондент «Конкретно.ру».

В 1925 году в полуподвальном помещении дворца, как раз там, где ныне размещена данная выставка, в шкафу был обнаружен портфель с рисунками, автор которых был неизвестен. Чудом они не пострадали в наводнение 1924 года, когда помещение было залито водами вышедшей из берегов Мойки. Только через год указанный портфель был разобран, найдены рисунки, которые поместили в фонды Русского музея и еще 94 года автор оставался неизвестным. И лишь в 2019 году удалось установить принадлежность их Павлу Строганову. С помощью мультимедиа технологий посетители выставки смогут узнать о том, как проходила атрибуция изображений. А Сергей Кузнецов рассказал, как он работал с дневниками Павла Строганова того же периода, что и найденные рисунки, как на трех из них, представленных на выставке, удалось рассмотреть микроскопические инициалы юного графа.


Павел Строганов, путешествуя по Италии в 1839-1841 годах в сопровождении отца, графа Сергия Григорьевича Строганова (1794-1882), прожил там примерно полтора года и запечатлел виды этой страны в своих 150 рисунках. Ныне в Русском музее хранится 132 работы, для выставки отобрано 60.

В первом зале можно познакомиться со страницами его дневника конца июня 1840 года. Кроме того, там выставлена одна из самых удачных работ Павла Строганова – вид Сорренто из Малой гавани.

Во втором зале демонстрируются первые рисунки автора, созданные осенью 1839 года. От этого времени сохранилось всего десять работ, которые дают представление о первых шагах Строганова-художника. Здесь же выставлен тот самый портфель, в котором были найдены все рисунки.

С ноября 1839 года по середину мая 1840 года Строгановы жили в Неаполе и на выставке представлен рисунок этого периода – «Вид озера Астрони над озером Агниано близ Сольффотрано» (1839-1840). А затем семья Строгановых перебралась на остров Иския, откуда они совершили поездку через Сорренто и Амальфи в Салерно, что значительно повлияло на творчество юного графа. Виды Искии («Остров Иския близ Неаполя. Вилла Панелла. Набросок», 1840), Сорренто и Амальфи («Амальфи. Вид на монастырь», 1840) также можно увидеть во втором зале выставки.

Спустя месяц после первого посещения графы Строгановы вновь вернулись в Сорренто. Именно здесь, а также в Амальфи Павел Строганов создал большинство своих рисунков. Работы этого времени представлены в третьем зале экспозиции.


В конце августа была совершена поездка на остров Капри, результатом которой стало несколько пейзажей. Затем семья отправилась в Рим, где пробыла полгода. В четвертом зале собраны сделанные Строгановым акварелью изображения итальянских типов, такие как наброски с папы римского, восседающего в соборе св. Петра в окружении кардиналов в первый день нового года  - «Рим. Кардиналы. Наброски», 1841.

А вот венчает выставку портрет не самого художника, а его прадеда, основателя династии Александра Сергеевича Строганова. Но куратор выставки показал и портрет его правнука, автора представленных рисунков, Павла Строганова, который опубликован в каталоге данной выставки, где работы П. С. Строганова в таком объеме представлены впервые.