Никто и нигде не сможет повторить эту выставку

Более 300 икон в старинных окладах представлены в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Здесь до конца 2023 года в Белоколонном зале проходит выставка «Красота святости и святость красоты, в составе которой русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже.

 

Выставка эта довольно необычна и даже уникальна: она посвящена не только иконам, но более всего искусству драгоценного оклада - оригинальному виду декоративного искусства, сложившемуся в Средние века, но расцветшему с особой яркостью в период XVIII – начала XX века в наиболее значимых центрах развития русской культуры.

Выставку «Красота святости и святость красоты» представили директор Музея Фаберже Владимир Воронченко, коллекционер и меценат Михаил Карисалов, предоставивший экспонаты из личной коллекции, а также ее куратор, искусствовед Ирина Бусева-Давыдова.

Как уточнил Владимир Воронченко, то, что сегодня представлено на этой выставке, уникально по двум причинам. Первая, самая главная  - это духовность веры на протяжении ряда поколений российского народа.  «Это иконы, которым вверяли свои надежды несколько поколений, но также важна и эстетика этой выставки, которая уникальна тем, что никогда в мире не было такого состава экспонатов.  Здесь представлена вся история православной иконы в окладах и в таком составе выставку нельзя будет повторить», - заявил он.


Михаил Карисалов рассказал, что, искусством была всегда увлечена вся его семья. «Мои родители начали заниматься коллекционированием и собирательством. Всегда в семье были  иконы, многие в драгоценных окладах - это духовные частички с личной историей и то, что удалось собрать в едином пространстве на выставке, очень важно – сказал он. - Мы с мамой в течение 40 лет были также увлечены художественным русским промыслом, в котором десятки направлений, и благодарны Музею Фаберже как популяризатору и хранителю духовных ценностей».

Ирина Бусева-Давыдова как куратор сразу уточнила, насколько важна эта выставка для дальнейшего изучения нашего художественного наследия: «Мы привыкли к расхожей фразе о том, что иконы – это душа народа и душа России, а вот про их оклады изначально высказывались сомнения. Так, в 17 веке старообрядцы сомневались - стоить ли закрывать иконы драгоценными окладами и не лучше ли от них отказаться. Что же касается официальной церкви, то еще Митрополит Филарет сказал, что оклады имеют огромное значение».

Новый виток резко отрицательного отношения к окладам, по ее словам, был отмечен в начале ХХ века, когда стали утверждать, что они якобы закрывают истинную красоту образов, и иконы должны существовать без окладов. Ну а после 1917 года совсем прекратилось производство окладов и далее было просто варварское к ним отношение. Тем важнее показать любителям искусства и ценителям духовного наследия то, что удалось сохранить.

Переходя к самой экспозиции, отмечает корреспондент «Конкретно.ру», на ней представлены около трехсот икон в ювелирных окладах, созданных лучшими мастерами своего времени. Отдельные разделы выставки посвящены русскому и неорусскому стилям и знакомят посетителей с работами лучших мастеров своего времени, трудившихся на фабриках П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, И.П. Сазикова, А.И. Кузмичева, а также «П.И. Оловянишников сыновья», О.Ф. Курлюкова, К.И. Конова, Д.Л. Смирнова, в мастерской «живописца по эмали» Ф.И. Рюкерта.

Глаза разбегаются от красоты драгоценных окладов: золото и серебро, жемчуг, эмаль, руками самых известных русских ювелиров XVIII - начала XX века, превращенные в уникальные произведения искусства. Например, оклады с применением самых разнообразных материалов и техник, такие как икона "Архангел Михаил", написанная между 1908 и 1917 годом на доске 35x31 см, украшена расписной эмалью по скани, чеканкой, гравировкой, гильошировкой, золочением, в убранстве фигуры архангела использованы жемчуг, бархат, шитье. Ее создали на московской фабрике Курлюкова - это богатый купеческий стиль.


И совсем по-иному смотрятся оклады в так называемом «петербургском» стиле, который отражен в произведениях мастерских Ф.А. Верховцева, А.В. Любавина, Н.Г. Владимирова, И.С. Брицына, фабрики братьев Грачевых, фирмы К. Гана и, конечно, петербургских мастерских фирмы Карла Фаберже. Например, оклад иконы "Господь Вседержитель", вышедшей из рук мастеров фирмы Карла Фаберже, представляющий по сути своей драгоценную раму, украшенную камнями, жемчугом, сканью, золочением.

Отдельные обстоятельства истории, такие как, например, сосуществование в Российской империи официального православия и старообрядчества, также повлияли на искусство оклада. Среди владельцев и мастеров ведущих ювелирных предприятий, специализирующихся на церковных изделиях и окладах, было немало старообрядцев: М.Ф. и Д.М. Шелапутины, Я.Ф. Мишуков и другие.

Особо ценную группу произведений на выставке составляют иконы, служившие подношениями российским императорам и членам их семей по случаю августейших событий или для выражения верноподданнических чувств правящей семье. Так, в отдельной витрине выставлена икона, которую старообрядцы Рогожской общины преподнесли в дар императору Николаю II - это "Святитель Николай Чудотворец" в блеске золота и серебра, эмали, скани и жемчуга. Икона была создана в 1894 году.

Богатейшая подборка произведений из обеих коллекций — Михаила Карисалова (180 единиц) и Музея Фаберже — их высочайшее качество и историческая значимость делают данную выставку уникальной и беспрецедентной, так как они никогда не выставлялись ранее в таком объеме.

По словам куратора выставки, когда изымали церковные ценности, оклады сворачивали в рулоны и то, что сохранилось, это малая частица этого наследия. Относиться к окладам как к чему-то дополнительному – такое мнение кое-где сохранилось и до сих пор, поэтому коллекционеры и сейчас встречаются со сложностями. «Эта выставка абсолютно уникальна по материалу, благодаря ему и общество в целом поймет, что не только иконы, но и их «одежда», это элементы благочестия от наших предков и все перечисленные знаменитые фирмы сохранили наше национальное чувство и русский стиль. Экспонировано же все, с моей точки зрения идеально» – сказала Ирина Бусева-Давыдова.

Совершая обход экспозиции, зрители будто перемещаются во времени, переходя от одного значимого явления к другому.