В петербургской филармонии прозвучат произведения Антона Брукнера

Сегодняшний концерт Академический симфонический оркестр филармонии посвящает 185-летию со дня рождения выдающегося австрийского композитора. Прозвучат его Te Deum для солистов, хора и оркестра и Симфония N9.

 

Жизнь и творчество Антона Брукнера (1824 - 1896) являет собой пример истинного служения, долгого и тернистого пути с героическим, упорным и одиноким преодолением преград, стремлением вперед. Сельский житель, начинал он с должности школьного помощника, в чьи обязанности входило "ударом в колокол возвещать наступление дня летом в 4 часа утра, зимой - в 5, косить траву, одевать священника к мессе, играть во время службы на органе, вести занятия в классе с 71 учеником и работать на поле".

Прославившись своими органными импровизациями, Брукнер получает место органиста в Линце, а затем, после многочисленных попыток, и профессора Венской консерватории. Вена казалась Брукнеру "землей обетованной", но приняли его там холодно и враждебно. В музыкальной Вене 70-х годов 19 века правило "лобби" Брамса, чьи горячие приверженцы не допускали ничего отличного от того, что делал их кумир. Становление же брукнеровского стиля произошло более под воздействием музыки Вагнера. Отрадой служил тот факт, что Вагнер в ответ на его восхищение высоко ставил творчество Брукнера, поощрял и вдохновлял композитора на дальнейшую работу. Известные дирижеры "Вагнеровского лагеря" - Ганс фон Бюлов, Ханс Рихтер стали исполнять симфонии Брукнера, и постепенно, к шестидесятилетию композитора, к нему начинает приходить заслуженный успех, которого он так долго ждал.

В такой обстановке был написан "Te Deum" для солистов, хора и оркестра в 1881 (окончательная редакция - 1884), одно из наиболее известных сочинений Брукнера. 31 мая 1891 года Брукнер пережил величайший триумф своей жизни, когда присутствовал в Берлине на первом исполнении Te Deum под управлением Зигфрида Окса.

Работа над Девятой симфонией продолжалась до последних дней жизни композитора. Однако сил и здоровья ему хватило только на первые три части. Задуманный как гигантская часть с фугой и хоралом, финал остался лишь в набросках. Тогда смертельно больной автор завещал вместо финала Девятой симфонии исполнять Te Deum.