Образ и роль женщины в религиях мира

     Сегодня в Государственном музее истории религии открывается выставка "И Бог создал женщину..."

 

     Экспозиция включает более 100 экспонатов – произведения скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного (в том числе ювелирного) искусства, православные иконы и буддийские танки из фондов Музея, раскрывающие образ и роль женщины в религиях мира.

     Женские божества занимают в истории религиозных представлений человечества значительное место. В архаичных верованиях центральным был образ Богини-матери – древнейшее воплощение божественного начала. Позднее женщины небесные, подобно женщинам земным, считались причастными к акту творения. Богини повелевали силами природы, плодородия и были тесно связаны с тайнами возрождения природы весной (рождения) и угасания ее осенью (смерти).

     Разделы выставки представляют многочисленные образы женских божеств, представляющие разные религии мира. Образы, порой совмещающие в себе различные функции и ипостаси, рассказали в музее.

     Великая мать (или госпожа-богиня) имела множество функций. Знаменитые фигурки палеолитических Венер, датируемые XXIV - XXII вв. до н.э., многие историки считают первыми изображениями богини-матери. Найденные в разных регионах Европы и Северо-Восточной Азии, эти фигурки имеют характерные черты - ярко выраженные брутальные женские формы, отсутствие лица и ног. Со временем образ Великой матери трансформировался в богинь-покровительниц материнства и плодородия (греческая Деметра, римская Церера), покровительниц благосостояния городов и целых государств (фригийская богиня Кибела), домашнего очага (даосская бессмертная Хэ-сяньгу). Скульптурные и графические изображения этих и других богинь представлены в первом разделе выставки.

     Библейский сюжет о грехопадении и та роль, которую сыграла в нем Ева, низверг с престола "Великую мать". Именно Ева отважилась сорвать плод с древа познания добра и зла. Знание привело к переоценке ценностей - и обесценило роль женщины. Новую трактовку женского образа иллюстрируют представленные на выставке иконы "Изгнание Адама и Евы из рая" (XVIII в.) и "Шестоднев" (XVII в.), гравюры "Изгнание из Эдема" (XIX в.) и "Прельщение от змея" (Р. Курятников, 1845), другие экспонаты.

     Положение женщины все чаще сводится только к роли матери и жены. В разделе выставки, посвященном семье и браку, представлены уникальные экспонаты – статуэтки духов-покровителей семьи народов Приамурья и юга Западной Сибири, русские лубки, ювелирные украшения, иконы и картины с изображением Святого семейства, литографии знаменитого английского художника У. Хогарта (XVIII в.). Центральный женский образ в истории христианства - Марии, матери Иисуса Христа - на выставке представляют изображения Богоматери с младенцем, а также живописные полотна, иконы и скульптурные произведения, рассказывающие историю ее земной жизни.

     Святые-покровительницы занимают важное место в большинстве мировых и национальных религий. Одноименный раздел выставки объединяет изображения христианских, индусских, буддийских святых и богинь - св. Марии Магдалины, св. Екатерины, св. Люсии, св. Женевьевы, св. Татьяны. св. Натальи, Ксении Юродивой, а также Зеленой Тары, Гуань-инь, Кришны и Радхи, Сарасвати и др.

     В целом в ходе развития религиозных представлений человечества образ женщины не претерпел существенных изменений. Двойственность женской природы способствовала двоякой трактовке женских образов в религиях разных народов. С одной стороны "Она - сеть, и сердце ее силки, и руки ее оковы" (Екклез. 7.23), с другой - "Благословен плод чрева твоего" (Лк. 1.28).

     В разделе выставки "Женщина - добродетель и порок" наиболее полно раскрывается тайна двойственности женской природы. Кто она - необузданное, исполненное порока исчадие ада или добродетельная хранительница семейного очага? Лубки с изображением Бабы Яги, аллегорические офорты Ф. Гойи из серии "Капричос" (1799) и литография У. Хогарта "Доверчивость, суеверие, фанатизм" (1762), а также гравюры с изображениями адского шабаша, шествия блудниц в ад, персонифицированных пороков показывают "темную сторону" женской природы. "Светлую сторону" - примеры высокого вдохновенного подвижничества, проиллюстрированы иконописными изображениями св. Марии Египетской (XVII в.), свв. Марфы и Марии (XIX в.) и другими экспонатами.