Шедевры музеев мира - в Эрмитаже

      В Петербург прибыла Мадонна с младенцем и Святой Екатериной (Мадонна с кроликом) Тициана.

 

     В Новом Эрмитаже (зал "Итальянские кабинеты") открылась новая выставка из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" "Тициан. Мадонна с младенцем и Святой Екатериной (Мадонна с кроликом) из коллекции Лувра, Париж".

     Представленная в экспозиции картина венецианского живописца Тициана Вечеллио была выбрана не случайно: при кажущейся простоте и безыскусности в небольшой картине сплелись новаторские, живые и оригинальные идеи, родившиеся и окрепшие в венецианской живописи в самом начале XVI столетия. Новое направление, возникшее в искусстве, проложило дорогу пейзажу как самостоятельному жанру. Картина Тициана - квинтэссенция нового понимания места человека в мире, которое отчетливо проявилось в искусстве Венеции в первом десятилетии XVI века, пояснили в музее.

     Тициан написал "Мадонну с кроликом" в начале 1530 года: сохранилось письмо Джамбаттисты Малатесты, поверенного в делах герцога Мантуанского в Венеции, к Федериго II Гонзага, в котором он сообщает своему государю, что "Мадонну с младенцем и Святой Екатериной" художник обещал закончить к Пасхе. Есть и документ, датированный мартом того же года, удостоверяющий оплату заказа.

     Живописное произведение из Лувра можно рассматривать как дань уважения Джорджоне, старшему другу и учителю: в нем Тициан как будто прощается с прекрасным миром, открывшимся ему в юности. Никогда больше не напишет он такой безмятежной идиллической сцены, никогда не сможет вернуться в ту идеальную Аркадию, которую когда-то создавал вместе с Джорджоне.

     Почти столетие "Мадонна с младенцем и Святой Екатериной" оставалась собственностью семьи Гонзага (она упоминается в составленном в 1627 году инвентаре этого богатейшего собрания), пока герцог Винченцо II не решился расстаться с ней и еще несколькими работами великих мастеров Возрождения - Мантеньи, Косты, Перуджино; все они были подарены кардиналу Ришелье. После смерти кардинала в 1642 году владельцем картины стал его наследник, герцог Ришелье. Однажды, играя с Людовиком XIV партию в мяч, герцог в азарте поставил на кон свою коллекцию и, проиграв, вынужден был уступить 25 картин королю за 5000 ливров. Так "Мадонна с кроликом" перешла во французское королевское собрание и в настоящее время хранится в Лувре.

     Знаменитый французский музей предоставил это выдающееся художественное произведение в знак признательности за экспонирование в Париже в прошлом году картины Паоло Веронезе "Оплакивание Христа" из собрания Государственного Эрмитажа.