«Виртуоз «умного выбора»

1 декабря  в Гатчинском дворце, на третьем этаже Центрального корпуса,  откроется выставка посвященная  200-летию известного русского зодчего Р. И. Кузьмина. 

 

На выставке будут представлены около 200  предметов из 13 учреждений культуры   Санкт-Петербурга, в том числе из Эрмитажа, Русского музея, ГМЗ «Петергоф», Российской Национальной библиотеки,  Российской академии художеств, Российского государственного исторического архива. Это выполненные Р.И. Кузьминым чертежи, акварели и гравюры с видами созданных им зданий и интерьеров, книги и журналы  середины XIX века со статьями об архитекторе, макеты утраченных построек зодчего.

 Многие экспонаты впервые  демонстрируются для широкой публики. Например, проект храма Весты – наиболее ранний чертеж мастера,  проект реставрации Форума Траяна, за который  архитектору  было присвоено звание академика, несколько крупноформатных листов с проектом часовни Святого Александра Невского в ограде Летнего сада на месте покушения Д. Каракозова на Александра II, чертежи праздничной иллюминации в Петергофе.

На выставке можно увидеть  проекты зданий, которые сохранились и в настоящее время украшают улицы Петербурга и Кронштадта. Это частные особняки, доходные дома и здания Гофф-интендантской конторы   на улицах  Шпалерная 52,  Чайковского 2 , Конногвардейский бульвар 17, 1-я Красноармейская 3-5, здание Морского офицерского собрания в Кронштадте.

Интересен  и документ 1869  года, регламентировавший технологии, выбор материалов и  другие нормы  в строительстве. В его создании Кузьмин принимал непосредственное  участие.

Особая тема в творчестве  архитектора  - строительство храмов.  По его  проекту появилась церковь Дмитрия Солунского (Греческая) – первый храм  в Петербурге, возведенный в "археологизированном" византийском стиле. Церковь считается одним   из лучших образцов этого архитектурного направления. Ее разрушению в советское время посвятил  стихотворение «Остановка в пустыне» Иосиф Бродский. На выставке  это произведение поэта можно прочитать в авторском рукописном варианте, а также  увидеть   фотографии и чертежи храма.  В 1847 Р.И. Кузьмин составил проект церкви Покрова Божией Матери в селе Югостицы на берегу Череменцкого озера  (Лужский район Ленобласти). Церковь, к счастью, сохранилась.  На литографии 1861 года запечатлена и еще одна замечательная работа русского зодчего -  Собор Александра Невского в Париже на ул. Рю-да-Рю. Будучи  архитектором Гоф-интендантской конторы, Кузьмин отвечал за постройку временной деревянной Иордани на Неве перед Зимним дворцом.   На выставке  представлен ее проект 1858 года.

Яркой страницей в творческой биографии Р.И. Кузьмина стала  работа архитектора в Гатчине, где по его проекту и под его руководством был перестроен императорский дворец, возведен Павловский собор, и где он выстроил для себя и своей семьи три дачи. По знаменитым акварелям  Э.П. Гау с видами интерьеров Гатчинского дворца, авторским  чертежам   и другим  документам  посетители  смогут  судить  об огромном труде  зодчего над  перестройкой Гатчинского дворца. 

На выставке можно  увидеть портреты самого Р.И. Кузьмина и государственных деятелей,  связанных с ним по службе.

Впервые  собрано на одной выставке  такое большое  количество материалов, рассказывающих об архитекторе Р.И.  Кузьмине.  

                                              

Роман Иванович Кузьмин (1811 - 1867) –  петербургский зодчий, оставивший заметный след в русской архитектуре. Им было построено и перестроено более тридцати зданий в Петербурге, Москве, Париже, Афинах, а также разработаны проекты отделки многих интерьеров. Среди работ Кузьмина такие важные в градостроительном отношении постройки, как Греческая церковь, дом Утина, Новый придворно-служительский дом в Петербурге, Павловский собор в Гатчине, Собор Александра Невского в Париже. Десять из построенных Кузьминым зданий сохранились до настоящего времени в Петербурге и пригородах.  Создавая свои проекты в самых разных стилистических направлениях эклектики, Р.И. Кузьмин показал себя блестящим  интерпретатором исторических прообразов. Обладая тонким вкусом и чувством меры, зодчий одинаково свободно "говорил" на языках готики, ренессанса, барокко и рококо, романского и византийского стилей.