1 декабря в Гатчинском дворце, на третьем этаже Центрального корпуса, откроется выставка посвященная 200-летию известного русского зодчего Р. И. Кузьмина.
На выставке будут представлены около 200 предметов из 13 учреждений культуры Санкт-Петербурга, в том числе из Эрмитажа, Русского музея, ГМЗ «Петергоф», Российской Национальной библиотеки, Российской академии художеств, Российского государственного исторического архива. Это выполненные Р.И. Кузьминым чертежи, акварели и гравюры с видами созданных им зданий и интерьеров, книги и журналы середины XIX века со статьями об архитекторе, макеты утраченных построек зодчего.
Многие экспонаты впервые демонстрируются для широкой публики. Например, проект храма Весты – наиболее ранний чертеж мастера, проект реставрации Форума Траяна, за который архитектору было присвоено звание академика, несколько крупноформатных листов с проектом часовни Святого Александра Невского в ограде Летнего сада на месте покушения Д. Каракозова на Александра II, чертежи праздничной иллюминации в Петергофе.
На выставке можно увидеть проекты зданий, которые сохранились и в настоящее время украшают улицы Петербурга и Кронштадта. Это частные особняки, доходные дома и здания Гофф-интендантской конторы на улицах Шпалерная 52, Чайковского 2 , Конногвардейский бульвар 17, 1-я Красноармейская 3-5, здание Морского офицерского собрания в Кронштадте.
Интересен и документ 1869 года, регламентировавший технологии, выбор материалов и другие нормы в строительстве. В его создании Кузьмин принимал непосредственное участие.
Особая тема в творчестве архитектора - строительство храмов. По его проекту появилась церковь Дмитрия Солунского (Греческая) – первый храм в Петербурге, возведенный в "археологизированном" византийском стиле. Церковь считается одним из лучших образцов этого архитектурного направления. Ее разрушению в советское время посвятил стихотворение «Остановка в пустыне» Иосиф Бродский. На выставке это произведение поэта можно прочитать в авторском рукописном варианте, а также увидеть фотографии и чертежи храма. В 1847 Р.И. Кузьмин составил проект церкви Покрова Божией Матери в селе Югостицы на берегу Череменцкого озера (Лужский район Ленобласти). Церковь, к счастью, сохранилась. На литографии 1861 года запечатлена и еще одна замечательная работа русского зодчего - Собор Александра Невского в Париже на ул. Рю-да-Рю. Будучи архитектором Гоф-интендантской конторы, Кузьмин отвечал за постройку временной деревянной Иордани на Неве перед Зимним дворцом. На выставке представлен ее проект 1858 года.
Яркой страницей в творческой биографии Р.И. Кузьмина стала работа архитектора в Гатчине, где по его проекту и под его руководством был перестроен императорский дворец, возведен Павловский собор, и где он выстроил для себя и своей семьи три дачи. По знаменитым акварелям Э.П. Гау с видами интерьеров Гатчинского дворца, авторским чертежам и другим документам посетители смогут судить об огромном труде зодчего над перестройкой Гатчинского дворца.
На выставке можно увидеть портреты самого Р.И. Кузьмина и государственных деятелей, связанных с ним по службе.
Впервые собрано на одной выставке такое большое количество материалов, рассказывающих об архитекторе Р.И. Кузьмине.
Роман Иванович Кузьмин (1811 - 1867) – петербургский зодчий, оставивший заметный след в русской архитектуре. Им было построено и перестроено более тридцати зданий в Петербурге, Москве, Париже, Афинах, а также разработаны проекты отделки многих интерьеров. Среди работ Кузьмина такие важные в градостроительном отношении постройки, как Греческая церковь, дом Утина, Новый придворно-служительский дом в Петербурге, Павловский собор в Гатчине, Собор Александра Невского в Париже. Десять из построенных Кузьминым зданий сохранились до настоящего времени в Петербурге и пригородах. Создавая свои проекты в самых разных стилистических направлениях эклектики, Р.И. Кузьмин показал себя блестящим интерпретатором исторических прообразов. Обладая тонким вкусом и чувством меры, зодчий одинаково свободно "говорил" на языках готики, ренессанса, барокко и рококо, романского и византийского стилей.