В Эрмитаже открылась выставка импрессионистов из Альбертины

В Петербург привезли 55 картин и графических произведений крупнейших западноевропейских мастеров XX века. Диапазон экспонируемых работ охватывает период от кубизма до конструктивизма.

 

Сегодня в Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка "Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины", на которой представлено пятьдесят пять картин и графических произведений крупнейших западноевропейских мастеров XX века. Диапазон экспонируемых работ охватывает период от кубизма до конструктивизма, но специальный акцент сделан на экспрессионизме и парижской школе.

Альбертина – один из старейших музеев Австрии. Коллекция, основанная ещё во второй половине XVIII века герцогом Альбертом Саксен-Тешенским, уже в 1822 году стала общедоступным музеем, включавшим десятки тысяч рисунков и сотни тысяч гравюр, охватывающих длительный период развития европейского искусства от позднего средневековья до современности. После того, как в 1920 году в ее состав были включены коллекции из Королевской придворной библиотеки, Альбертина стала крупнейшим графическим художественным собранием Европы.

В 2007 году коллекционеры Герберт и Рита Батлинер подарили музею ценнейшее собрание живописи, составившее основу одноименного фонда и насчитывавшее более трехсот картин знаменитых живописцев от французского импрессионизма до наших дней. Переданные Альбертине экспонаты изменили облик музея. Новая концепция комплексного представления собрания позволила Альбертине уйти от традиционного обособленного показа рисунков и печатной графики.

В основу эрмитажной экспозиции легли знаменитые произведения, исполненные участниками двух основных художественных объединений экспрессионизма: дрезденской группы "Мост", основанной в 1905 году (работы Э.Л. Кирхнера, Э. Хеккеля, К. Шмидт-Роттлуфа, Э. Нольде и М. Пехштейна), а  также группы "Синий всадник", образованной в 1912 году в Мюнхене (картины А. Явленского, А. Маке, Г. Мюнтер и Г. Кампендонка).

Искусство экспрессионизма стремилось передать эмоциональное состояние художника, его острое восприятие действительности, непосредственную реакцию на события современности.

Особое внимание на выставке уделено австрийскому экспрессионизму, ставшему накануне Первой мировой войны лидирующим направлением австрийского искусства. Картины Рудольфа Вакера, Герберта Бёкля, но прежде всего – пейзажи, в том числе городские, Оскара Кокошки, придают своеобразный характер экспозиции. Рисунки и акварели Оскара Кокошки и Эмила Нольде, составляющие гордость Альбертины, дополняют выставку живописных полотен из коллекции Батлинер.

Органически близким экспрессионизму был Баухауз, художественная школа, открытая в Веймаре в 1919 году. Здесь свое развитие получил конструктивизм, обратившийся к индустриальному искусству. Веймарская школа представлена на выставке картинами Йоханнеса Иттена и Оскара Шлеммера. Близок к ним и чешский художник Франтишек Купка, создававший футуристические ведуты из архитектурных форм.

Ключевые произведения Эдварда Мунка, Макса Бекмана, Лионеля Фейнингера и Пабло Пикассо обогащают широкую экспозицию шедевров экспрессионизма. Столь же важны для выставки и полотна мастеров, работавших во Франции. Близким к языку экспрессионизма было искусство Хаима Сутина, Жоржа Руо, Амедео Модильяни.

Выставкой "Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины" ознаменовано начало российско-австрийских культурных сезонов 2013-2014 годов.

Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа и Борис Иосифович Асварищ, заведующий Сектором живописи XIX-XX веков и скульптуры Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог выставки, в котором опубликованы приветствия Президента Российской Федерации В.В. Путина и Федерального президента Австрии Х.Фишера, а также вступительные статьи Генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и директора Альбертины К.А. Шрёдера.