Собрание музея-заповедника «Царское Село» пополнилось редчайшей коллекцией стремян, шпор и удил

Коллекцию  приобрела в Париже и передала в дар член Клуба друзей музея Анастасия Пикалова. Прежний владелец – частный коллекционер из Франции – с трепетом и глубочайшим знанием предмета исследования формировал ее на протяжении более чем 40 лет.

 

Эта коллекция уникальна с точки зрения качества образцов, а также их количества, рассказали «Конкретно.ру» в пресс-службе ГМЗ. Как правило, у антикваров встречается по одной-две подобных вещи.  Прежний владелец – частный коллекционер из Франции – с трепетом и глубочайшим знанием предмета исследования формировал ее на протяжении более чем 40 лет. Собирал предметы, связанные с верховой ездой, в Европе, Северной и Южной Америке, на Среднем Востоке, в Северной Африке и других местах.

Всего в коллекции 69 шпор (как пар, так и единичных экземпляров), 87 стремян и 19 удил. Большинство из 175 предметов относятся к XIX – началу XX века, отдельные датируются XVIII и даже началом XVII века. Они иллюстрируют множество разнообразных конструкций, относятся к разным традициям верховой езды.

– Все, что связано с лошадьми, каретами – особая тема для Царского Села. К сожалению, в нашем собрании до этого момента практически отсутствовали предметы для управления лошадью при верховой езде. Теперь же мы имеем прекрасные экспонаты для выставки «Придворный экипаж» в здании бывших Дежурных конюшен. Хочется поблагодарить Анастасию Пикалову, благодаря которой мы все это обрели, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Все предметы находятся в хорошем экспозиционном состоянии (здесь есть и находки из археологических раскопок). Они выполнены из бронзы, железа, дерева, латуни и других материалов. В некоторых случаях металл инкрустирован золотом или серебром, а иногда предмет полностью выполнен из серебра и его сплавов, не подверженных коррозии.

В коллекции представлены самые разнообразные образцы шпор, этого инструмента взаимодействия всадника и коня. Так, арабские шпоры снабжены угрожающих размеров остриями. Южноамериканские парадные шпоры – это предметы внушительных размеров с колесиками, снабженными множеством шипов, напоминающих солнечные лучи. Позолоченные офицерские шпоры, изготовленные в Лондоне в начале ХХ века известной фирмой «Maxwell», представлены в их оригинальном футляре. Гардкроты, часто использовавшиеся в европейских армиях со времен наполеоновских войн, и вовсе не имеют шипов, а завершаются металлическим шариком.

Разнообразна и география стремян: здесь есть мексиканские, техасские, калифорнийские, перуанские, арабские, китайские и многие другие образцы. Есть, например, дальневосточные бронзовые с бубенчиками для церемоний; детское арабское стремя с инкрустацией; стремена-башмаки, предохраняющие ногу всадника на узких горных дорогах; парадные серебряные стремена из Южной Америки, безопасное стремя для дамского седла и целая коллекция армейских стремян различных конных подразделений Франции и Англии.

– Значение изобретения и внедрения стремян специалисты сравнивают с изобретением автомобиля или летательных аппаратов. Стремена разом решили массу проблем – ездить теперь можно было сколь угодно быстро, можно было и совершать прыжки через препятствия: всадник приподнимался на стременах, спасая таким образом свой тыл от сокрушительных ударов, – объясняет хранитель фонда сбруи и карет Ирина Бредихина.

Еще одна часть коллекции – удила, предназначенные для дрессуры, выездки и для армии, а также для лошадей в упряжках.

Эта коллекция может быть представлена как самостоятельная экспозиция, освещающая традиции и значение верховой езды на лошади в культуре человечества.