В Музее семьи Бенуа открылась выставка русской наборной мебели эпохи Екатерины II

Временная экспозиция, посвященная этой теме, организована впервые за много лет.

 

На выставке «Украшения из разноцветных дерев…» Русская наборная мебель эпохи Екатерины II» в залах музея Бенуа представлено 35 предметов наборной мебели и более 30 произведений графики из частного собрания семьи Карисаловых, фондов ГМЗ «Петергоф» и Государственного Эрмитажа. Об этом «Конкретно.ру» рассказли в пресс-службе музея.  Временная экспозиция, посвященная данной теме, организована впервые за много лет. В 1973 г. в Государственном Эрмитаже проводилась выставка «Русская наборная мебель XVIIIв.». Однако каталог выставки не был издан, и информация о ней сохранилась лишь в небольшом буклете. Новая временная экспозиция - результат многолетней работы по изучению русской мебели, украшенной в технике маркетри. Большая часть экспонатов, замечательных по мастерству исполнения, была ранее неизвестна широкой публике.

Время правления Екатерины II можно назвать «золотым веком» русской наборной мебели. Проводимая ею политика покровительства «ремеслам и художествам» имела следствием расцвет всех видов творческой деятельности, в том числе, как написано в одном из архивных документов, искусства «украшения из разноцветных дерев». Посетители выставки смогут увидеть редкие по красоте набора произведения 1760-1800 гг. В их художественном оформлении отражены основные тенденции развития русской «наклейной» работы. Карточные столы, угловые шкафчики, столики-бобики, бюро, - все эти модные формы мебели, пришедшие из Западной Европы, были быстро освоены отечественными мастерами и украшены в духе времени, когда на смену барокко пришли благородно-сдержанные мотивы классицизма. Декоративные композиции французской, английской, немецкой мебельных школ, служившие источников вдохновения для многих исполнителей, приобретали на местной почве свою оригинальную интерпретацию, нередко обогащенную народными фольклорными мотивами.

Выставка дает представление о различных приемах украшения предметов в технике маркетри, используемых инструментах, а также тех иллюстрированных изданиях XVIII в., которые служили наглядным пособием для мастеров «наклейной работы». В состав экспозиции впервые включены акварели из фондов Государственного Эрмитажа и фотографии из архива музея «Петергоф»: на них запечатлены ныне утраченные изделия русской «наклейной мозаики», некогда украшавшие покои императорских дворцов.