Петербург – новый Брюссель?

А база уже есть. Есть, в соответствии с русской политической традицией, и две программы: максимум и минимум. По минимуму, наш город планируют сделать центром Балтийского региона. То есть ни больше, ни меньше, как центром международных связей для Совета Государств Балтийского Моря (СГБМ) объединяющего 11 стран. Это пять Скандинавских государств: Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия. Три Прибалтийских: Латвия, Литва, Эстония, а также Германия, Польша и Россия. Программа максимум предполагает перевод в Северную столицу из Москвы подавляющего большинства (если не всех) международных общественных организаций. Как заявил на прошлой неделе московский политолог, постоянный ведущий клуба «Гражданские дебаты» и директор института политических исследований Сергей Марков – Москва уже «задыхается» от переполненности международными миссиями со всего мира. Кроме всего прочего, западники за последние 12 лет поумнели, и уже не считают Москву всей Россией. Короче, Петербургу прочат статус Женевы или Брюсселя. Почему бы и нет? Особенно с учетом того, что за последние несколько лет Петербург де-факто стал местом дипломатическо-политических встреч и переговоров с главами европейских и заокеанских государств.
А сразу же после юбилея наш город ждет еще одно испытание. В июне здесь предполагается встреча Большой восьмерки. И от того, как она пройдет, чем закончится, и какие будут выработаны решения, во многом зависит геополитическая картина мира на ближайшее будущее. Уже сейчас спланированная и «сверстанная» встреча вызывает большие опасения у политологов. После начала боевых действий в Ираке, после раскола правительств стран Европы на тех, кто «за», и тех, кто «против».
Программу встречи необходимо срочно «переверстывать», а одним из основных, по мнению Сергея Маркова, станет, по-видимому, вопрос о реформировании ООН. Во всяком случае, что-либо другое в сложившейся ситуации предположить довольно сложно. Директор Фонда Экономической Политики Глеб Павловский считает, например, что если по реформированию ООН достигнуть консенсуса не удастся, то вполне возможен вариант создания европейского аналога ООН, или какого-либо международного антитеррористического центра на базе СГБМ. В этом случае Петербургу также будет отведена скорее ведущая, чем вспомогательная роль, поскольку, по меткому выражению депутата Госдумы Анатолия Голова, город становится окном для европейцев в Россию, а не наоборот.
Но тот же Голов высказывает довольно справедливые опасения, что все благие пожелания сделать Петербург дипломатической столицей могут остаться только пожеланиями. Город, и в первую очередь центр, пока не соответствует понятию западников о комфортном месте для работы. Нет нормальной телефонной и интернет-связи, насквозь прогнившие коммуникации грозят перманентным затоплением, чудовищные пробки на улицах и т.д. и т.п. И тут мы снова возвращаемся к проблеме юбилея, а заодно и будущих выборов губернатора, потому что вряд ли программа по созданию из Петербурга русской Женевы для Западной Европы начнет осуществляться при нынешнем хозяине. И очень многое будет зависеть от того, в каком состоянии Владимир Яковлев передаст город своему преемнику. То, что «вылизать» и вычистить Петербург, а также восстановить разваливающуюся систему ЖКХ не удастся даже за последующие два губернаторских срока, понятно любому. И московские политологи уже сейчас предлагают соломново решение будущему губернатору. Чтобы реализовать амбициозные планы по созданию дипломатической столицы необходимо сделать центр города комфортным для иностранцев. Не восстановить исторический облик (это мы уже проходили), а обеспечить необходимые условия для работы международных миссий, а что там будет на окраинах – неважно, иностранцы туда ездить не будут. Кажется, подобную идею – сделать Петербург городом для богатых – высказывал в свое время первый мэр – Анатолий Собчак.