Люди начинают тяготиться своим избирательным «правом»

Вообще-то спустя некоторое время господин Тюльпанов, отвечая на вопрос: «В связи с чем вам пришла идея выдвинуть предложение о введении обязательного голосования?», стал не оригинален, а его идея оказалась похожа на высказывания других политиков и чиновников – Александра Вешнякова или Сергея Миронова.
Неявка избирателей на участки, по мнению спикера городского парламента, свидетельствует о равнодушии людей к тому, как будет в дальнейшем жить их город. «Конечно, можно отнести такую апатию к недоверию петербуржцев к власти в принципе. Но раньше-то такого не было».
Здесь, мягко говоря, господин Тюльпанов несколько погорячился. Низкая явка избирателей – это развитие процесса, начало которому было положено несколько лет назад. Достаточно вспомнить 209 федеральный округ, длительное время обходившемуся без депутата Госдумы, отказываясь выбирать представителя.
А до того с большим трудом шли выборы депутата в местный парламент в Московском районе Петербурга.
В принципе понятно, почему столь низкая избирательная активность в Петербурге вызвала заметное беспокойство в Москве. Северная столица традиционно считалась «колыбелью демократии», с довольно активным электоратом (основную часть которого составляют люди пожилого возраста, имеющие особенность покидать этот мир). Губернаторские выборы стали первыми в череде более значимых электоральных мероприятий политического характера. Поэтому низкий порог явки (кстати, определенный законом) прозвучал тревожным звонком: а что же будет на выборах в парламент страны и президентских?
Кстати, как выяснилось, идея введения штрафов не принадлежит господину Тюльпанову. В проекте закона «Об основных гарантиях прав избирателей», принятом Госдумой еще в 2002 году, предусматривался штраф за неявку на выборы. Однако потом, при внесении поправок, эта статья была исключена.
Но дадим возможность автору идеи - Вадиму Тюльпанову - обосновать свою позицию до конца. «Невозможно проводить демократическую процедуру голосования без участия собственно демоса (народа – прим авт.). То есть народовластие невозможно без власти народа. А в данном случае получается, что как раз народ-то от власти отказывается. И если выборы никому не нужны, давайте, действительно, прекратим эти игры. Пусть Президент назначает губернаторов так же, как своих полномочных представителей. Но в этом случае уже не будет ни малейшего права сменить «плохого» губернатора «снизу». Все, назначили, и сидит он столько, сколько ему позволит Президент... Разве для этого Россия в 1985 году начала свое движение к демократии. Мы все-таки стараемся строить демократическое общество, и поэтому нужно как-то стимулировать избирательную активность граждан. Можно, конечно пойти другим путем: отменить явочный ценз, но, с другой стороны, нельзя, чтобы на выборы приходили три человека и избирали руководителя для пятимиллионного региона. Правы те, кто говорят, что отмена явочного ценза в результате ведет к отчуждению народа от власти. Кроме того, нужно учесть еще вот какой аспект: любые выборы – это большие бюджетные средства. И получается, что все налогоплательщики оплачивают проведение выборов. А введение системы штрафования даст возможность проводить выборы за счет тех, кто на них не ходит. Однако подобную практику не стоило бы воспринимать, как возвращение к тоталитарному режиму. Мы все-таки живем не в Аргентине, Чили или Испании, где за неучастие в выборах применяются различные репрессии. Кстати, я помню, как бывший кандидат в московские мэры, господин Воронин в свое время предлагал за неявку на выборы даже сажать в тюрьму. Ну, это крайность, понятное дело. А если серьезно, мне даже страшно представить, какова будет обратная реакция. Эйфория «свободных выборов» канула в лету. Люди все более начинают тяготиться своим избирательным «правом». Поэтому введение штрафа, скорее всего, вызовет активность, но не ту, которой хотелось бы добиться. Граждане все равно не будут ходить на выборы, или будут ходить, и голосовать «против всех». Протест, который сейчас имеет пассивный характер, может превратиться в социальный взрыв. Потом, кто и как будет контролировать эти штрафы? Какие обстоятельства будут учитываться, как уважительные, при неявке на избирательный участок»?
Вопросы контроля и обоснования штрафов – это капля в море проблем, которые могут возникнуть, если столь невинное предложение когда-нибудь будет реализовано. Введение ответственности за неявку на выборы, веротяно, приведет к созданию аппарата, реализующего соответствующие карательно-«воспитательные» функции или возложение этих функций на уже существующие структуры, например, милицию и суд. Весьма сомнительно, что взысканные с «избирателей-неходильщиков» штрафы покроют затраты на привлечение к ответственности. Скорее всего, эти расходы лягут на бюджет и приведут к перекройке финансирования части статей. Как правило, когда перекраивают схему бюджетов всех уровней, в первую очередь страдают «социалка», здравоохранение и культура. Кроме того, заранее можно предвидеть, как профилактика, пресечения такого рода «правонарушений» и привлечение «виновных» к ответственности, скажется на работе милиции. В околовыборные дни «братки» будут поднимать тосты и за авторов идеи, и за тех кто воплотит ее в жизнь т.к. в это время органы МВД будут решать политическую, по сути, задачу, связанную с привлечением избирателей к урнам. После выборов суды будут завалены работой по этой категории дел, что отнюдь не будет способствовать решению проблемы загруженности судебной системы.
Далее встанет вопрос об увеличении штатов соответствующих учреждений, их оснащения и финансирования. В результате измениться не только расходная часть бюджета. Измениться структура занятости населения: снизится доля тех, кто свои трудом создает прибавочный продукт и увеличиться доля акакиев акакиевичей, за жалование протирающих штаны в присутственных местах. Но кроме социально-экономического аспекта есть еще и международно-правовой.
Сам Вадим Альбертович Тюльпанов и другие vip-персоны, комментирующие предложение о введении обязательного голосования, признают, что необходимо будет изменить Конституцию.
Однако кроме Конституции РФ активное избирательное право, именно как право, а не обязанность, предусмотрено: ст.21 Всеобщей декларации прав человека и ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правых, (ратифицированного еще СССР и являющегося для России обязательным по правопреемству), ст.29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (подписанной в Минске в 1995 году).
Введение ответственности за неявку и, соответственно, обязанность «являться» на выборы будет означать выпадение России из существующего международного правового пространства. Понятно, что некоторые из лидеров окраинных стран-участниц СНГ, при соответствующей стимуляции на изменение Конвенции еще могут пойти, то перспектива подобного изменения ООНовских документов выглядит просто ненаучной фантастикой.
Существует еще и такой морально-юридический аспект.
Статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что «каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права…». Между тем в России уже много лет власть упорно отказывается обеспечить возможность участия в выборах граждан, утративших регистрацию (или прописку) и только потому являющихся бомжами. На фоне лишения 4 миллионов россиян (а именно столько по приблизительным подсчетам сейчас бомжей в России) избирательного права, предложение о введении ответственности за неявку на выборы выглядит довольно цинично в моральном плане и бесперспективно в финансовом.