Возможно, мы просто задержались на этом свете

Библия заканчивается книгой «Откровение» Иоанна Богослова. Именно в ней отражены многие детали и подробности, присущие «умственному хаосу конца времен». Многие видные богословы делали на основе этой книги свои вычисления, касавшиеся сроков так называемого конца света. И все их расчеты, по словам Оптинского старца Варсонофия, неизменно падали на конец ХХ века.
Другой Оптинский старец – Макарий видел одну из причин грозящей миру беды в том, что научный и технический прогресс, делая жизнь людей более легкой и удобной, отнимает у них их внутреннюю доброту, без которой и само богатство становится не в радость. Достаточно вспомнить, что вместо обещанного большевиками в 1917 году всеобщего благоденствия, Россия получила «кровавую баню». То же самое и под тем же самым предлогом все мы получили в результате последней российской перестройки. Когда всем нам вновь было обещано духовное процветание
<z>Материальное благополучие</z>
Теперь собственно о конце света. В 1866 году в знаменитую старческую обитель Оптина пустынь обратился граф Алексей Толстой. Он просил истолковать сон. Некто, с его слов, увидел во сне пещеру, заполненную священниками. И среди безмолвных молений прозвучали слова: «Мы доживаем седьмое лето».
Старец Амвросий высказался так: «Под «летом», видимо, следует понимать тысячелетие. Второе тысячелетие от Рождества Христова является седьмым тысячелетием от сотворения мира. Тогда как о восьмом тысячелетие нельзя найти упоминания ни в одной из Священных книг. Попробуем проверить.
<z>Семерка – число таинственное</z>
Вспомним, что Андрей Кесарийский назвал книгу «Откровение» – книгой божественных судеб, где число «6», как шесть тысячелетий от сотворения мира, означает период времен перед пришествием Антихриста. А число «7» – седьмое тысячелетие – означает срок окончания земной жизни. Подчеркнув при этом, что в начале XX века человечество вступило в число «7».
Оптинский старец Нектарий схожим образом определил завершающий этап человеческой истории, пояснив, что числом будущего века станет цифра «8». Или восьмое тысячелетие. Но к земным счислениям она уже не будет иметь никакого отношения.
Книга «Откровение» была написана Иоанном Богословом в 91-м году нашей эры. К этому времени существовало уже много поместных церквей. Но автор обращается лишь к семи. Есть мнение, что семь апокалиптических церквей не что иное, как единая Вселенская Церковь в семи эпохах ее проявления.
Теперь откроем саму книгу «Откровение». Ходящий посреди светильников держит в руке семь звезд. Книга Божественных судеб запечатана семью печатями, что вновь обращает наше внимание на семь эпох. Календарная неделя содержит семь дней, в течение которых Бог сотворил Вселенную. Вселив в нее все видимое и невидимое. Вселенских Соборов Единой Христовой Церкви также было семь. Церковь совершает семь таинств. Такие как таинство крещения, таинство брака, исповеди и т. д. Количество дарований, ниспосылаемых человеку Святым Духом, например, дар пророчества, рассудительности и исцеления, тоже ограничивается цифрой «7». Но и гнев Божий, изливаемый на нечестивых, содержался в семи апокалиптических чашах. А неделя после Воскресения Христа называется в богослужебных книгах неделей: «О восьмом дне». То есть о вечном «Восьмом дне», который наступит вслед за Страшным судом и для многих станет вечным. Уже не прерываемым сумраком греха и разного рода искушениями. Вместе с тем Оптинские старцы никому не советовали пытаться вычислять дату конца света. К их рекомендация мы еще вернемся, а пока же обратимся к известному пророчеству Мишеля Нострадамуса о последнем дне человеческой истории.
<z>Сходящий с небес</z>
В одном из своих катренов Мишель Нострадамус пишет о том, что в седьмой месяц 1999 года с небес сойдет Великий Царь ужаса. И этот день станет последним в человеческой истории. Это не случилось. Так неужели же тот, кто предсказал даже год, в который будет разграблена его могила, ошибался? И да, и нет. Оптинские старцы считали, что, если бы Бог по милосердию не добавлял бы человечеству срока, то конец света наступил бы уже очень давно. К их мнению стоит прислушаться хотя бы потому, что «восьмой день», или восьмое тысячелетие наступило не в 2001 году, как многие считают, а еще в 1492. Восьмое тысячелетие длится уже свыше пятисот лет. А теперь о том, почему вычислить точную дату конца света невозможно.
Допустим, что незрелый юноша обратится к умудренному жизнью человеку с вопросом о том, сколько ему суждено прожить. Что должен ответить старец? Только одно. Если юноша будет пьянствовать, развратничать, грешить всем, чем только можно, то тогда не проживет и года. А, если станет вести трезвую и нравственную жизнь, то у него появится шанс дожить до глубоких седин. То же самое можно сказать и обо всем человечестве. Ведь мера всеобщего беззакония столь тщательно учитывается, что, по меткому выражению Оптинских старцев, в ней имеет значение даже вес комариного крыла. Есть много людей, в том числе и богословов, – пишут далее светоносные старцы, – которые с упорством занимаются поиском признаков кончины мира. Оттачивают свои слова, а о том, чтобы исправить свои сердца совсем не заботятся. Да, жить по Евангельским заповедям трудно. Но иного пути, как оказалось, у человечества нет. В девятнадцатом веке некоторые западные богословы высказывали мысль о том, что Христос приходил на землю за тем, чтобы сделать всех людей счастливыми. Эта ересь легла в основу католическо-протестантской мысли «о всеобщем земном счастье». Она же в свое время легла в основу революционной теории и сделалась ужасной реальностью, в том числе и для России.
<z>Если не иссякнет любовь</z>
В 1905 году, когда большинство российских пастырей пребывало в смятении, священник – отец Иосиф (Фудель), указал путь к спасению. Он призвал всех вернуться к любви. А, значит, ко Христу. «Ужас положения растет с каждым днем, – писал он в одной из газетных статей. – Я говорю не о политическом положении страны, не о торжестве той или другой партии и даже не о голоде и нищете, неминуемо грозящих населению. Как пастырь церкви, я вижу ужас положения в том душевном настроении, которое постепенно овладевает всеми без исключения. Это настроение есть – ненависть. Вся атмосфера сегодня буквально насыщена ею. Она растет с каждым часом. Одна часть населения проникается ненавистью к другой. Чувствуется, что любовь иссякла».
Вторя этой мысли, Оптинские старцы предупреждали, что лучшим лекарством от смятения и дурных предчувствий являются добрые дела. Пусть даже самые малые. Попробуете подать кусок хлеба голодному, одеть замерзающего и ваши личные тревоги, если не уйдут вовсе, то значительно ослабнут. Так как это будет шаг к вашему личному спасению. Ведь верно и то, что все мы только живем или боремся вместе, а умираем все поодиночке. И каждый в день последнего суда ответит только за свои дела. Но эти же дела способны не только сделать нас неподсудными, но и отсрочить сам конец света. А вот как об этом пишет Мишель Нострадамус:
«Я знаю, что явится новый Спаситель,
Нет силы, способной разрушить любовь,
Так слово погибших пророков цените,
Чтоб вырвалось солнце из древних гробов».