Три кита питерского метрополитена

Однако все это дело уже почти решенное и, признаться, вымученное ни одним «поколением» градоправителей. Сегодня же Владимир Гарюгин, начальник ГУП «Петербургский метрополитен», озвучивал планы развития метро на четыре года.
В прежние годы строительство метрополитена было, так сказать, привилегией федерального центра. Теперь же оттуда поступает лишь 20% от необходимых субсидий. Город, по словам Гарюгина, на развитие метрополитена дает денег раз в десять больше. По подсчетам специалистов, для существенного поднятия уровня «подземки», необходимо, минимум, три миллиарда рублей в год. Наше метро отстает от потребностей города примерно лет на двадцать. 58 станций, протяженность линий 98,5 километров. При этом половина города живет вне зоны охвата подземки. Скрипя сердце Валентина Матвиенко признала, что бюджет обязан изыскать и изыщет необходимые средства с 2005 года.
Итак, одна из насущных проблем – износ вагонов. Более 300 превратились «в тряпки». А между прочим один отечественный вагон стоит 13,5 миллионов рублей, импортный же до полутора миллионов долларов. В этом году будет выведено на линии 18 новых вагонов, а всего необходимо заменить 54. Иначе, есть вероятность, что будет уменьшено количество составов, учитывая еще и прибывающие «Комендантский проспект» и удлиняющуюся Кировско-Выборгскую линию. Станции-«старушки» 55-го года постройки нуждаются в замене эскалаторов, каждый из них уже прошел по 8 капремонтов.
Чем же нас порадуют в будущем? Вот три основных направления программы развития петербургского метро: создание второго наклонного хода на станции «Спортивная», предполагается выход на Васильевский остров в районе Съездовской линии; второй ход на станции «Балтийская» в районе бывшего Варшавского вокзала; «размороженная» станция «Адмиралтейская» с выходом в районе Кирпичного переулка 1/4. Вот такие три кита нашего метрополитена. Честно говоря, такая щедрость просто завораживает – неужели наконец-то часть станций разгрузится и будет удобнее передвигаться?
Что же стоит за этими радужными планами. По словам вице-губернатора Вахмистрова, необходимо сфокусировать свои силы и не разбрасываться. «Адмиралтейская» обойдется бюджету в три миллиарда рублей, а «Спортивная» – в четыре. Мало того, новый выход на Васильевский будет как нельзя кстати, когда через пару лет закроют мост Лейтенанта Шмидта. Следовательно, сделать их вполне реально при обещанном губернатором финансировании.
Основные проблемы – это расселение жителей из домов, которые задействованы в проекте под предполагаемые выходы (два дома на Васильевском и один в Кирпичном переулке). Было решено подходить тщательно к возможным охраняемым памятникам, и согласовывать с КГИОП, по крайней мере, сохранить исторические фасады в случае перестройки зданий. Это на Васильевском. На Кирпичном же переулке предполагается разбор здания. Расселение на Васильевском обойдется в три миллиона долларов, а на Кирпичном – в шесть миллионов «зеленых».
Мало того, уже давно говорят о «мифическом» Фрунзенском радиусе. В любом случае его финансовая составляющая такова, что он не войдет в программу ближайших четырех лет, а дальше – жизнь покажет. Сначала необходимо доделать тоннель до предполагаемой станции «Волковская». А оттуда переходить к наземному метро, которое предполагается строить в спальных районах. Пример Москвы показывает, что это на 60% дешевле, чем бить тоннель и «рождается» быстрее, не в пример подземному.
Как всегда губернатор настраивала чиновников на привлечение сторонних инвестиций и выбивание из метрополитеновских площадей всего, что возможно. «Забудьте строить вестибюль на бюджет!», – пригрозила Валентина Ивановна. Губернатор однозначно озвучила, что необходимо искать дополнительные источники. Должны быть проведены торги для инвесторов по строительству и использованию площадей павильонов. Однако отметила важный фактор: метрополитен должен быть совладельцем этой собственности, ибо стратегический объект, ничего не поделаешь. К примеру, фирма «Адамант» была озвучена как вполне реальный претендент на участие в строительстве павильона второго выхода на станции «Балтийская».
Вскоре губернатору будет представлена программа надстройки наземных павильонов метрополитена, которая приведет к созданию новых торговых площадей, а деньги от аренды естественно пойдут на развитие подземки. Предполагается, что туда войдут «Василеостровская», «Электросила», «Горьковская». Остальные еще «в разработке».
Ввод Адмиралтейской предполагается в 2008 году, второй выход на Балтийской 2007-08 гг., «Спортивная» в 2007-м, к 2010 открыть станцию «Волковская», а от нее уже потом вдоль Бухарестской над трамвайными путями пойдет наземная ветка по всему Купчину вплоть до улицы Гашека. В течение месяца проект будет доработан и внесен на заседание Правительства для утверждения и реализации. Будем надеяться.