Хит недели: 27 марта – Международный день театра

Я бы хотел ходить в театр чаще. Если вдруг случится, что театр отомрет, то это будет очень неправильно, но я думаю, что этого не случится… потому что не зритель на самом деле диктует эту традицию, ее диктует господь Бог, который дает людям талант лицедействовать. Поэтому невозможно сказать: театр умрет, потому что в него перестанут ходить. Театр не умрет, потому что люди продолжают лицедействовать.
<z>Дмитрий Чернейко, руководитель Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу:</z>
Являюсь ли я театралом? Скорее всего – нет. Для получения такого статуса мало 5-6 раз за год ходить в театр. А у меня выходит именно так. Причина этому проста: у меня не всегда есть возможность пойти туда, куда я сам хочу, а идти на неинтересное представление просто нет никакого желания. Насколько помню, последний раз я ходил на спектакль в Мариинский театр (он у меня вообще самый любимый). И в целом я предпочитаю классические балетные или оперные постановки. Не прочь сходить и в Филармонию, если буду твердо уверен: там я услышу именно то, что хочу услышать.
Впрочем, порой мои взрослые дети водят меня по клубам, в которых играют прогрессивный, доселе нигде не исполнявшийся рок. Ничего страшного, и такую музыку я воспринимаю нормально. Главное, чтобы это было настоящее искусство.
Что же касается возможности отмирания театра как такового… Да никогда секс по телефону не заменит настоящую любовь, а рождение детей из пробирки так и останется единичным явлением. Людей всегда будет привлекать процесс, когда искусство делается на твоих глазах. Это же настоящее чудо!
Конечно, очень важно, чтобы состав труппы и культурный уровень зрительного зала соответствовали друг другу. А то может случиться казус, очевидцем которого я сам был во время выступления Майи Плисецкой. Прозвучали последние аккорды, великая балерина застыла на сцене, зрители переживали только что увиденное и уже поднимали руки для аплодисментов, как вдруг в зале раздалась трель мобильного телефона. Все! Ты как будто ничего не видел и не слышал! Ну, вы прекрасно понимаете мое состояние в тот момент…
<z>Светлана Асташева, художественный руководитель скульптурно-керамической мастерской «Асташевская майолика», член Союза Художников Санкт-Петербурга:</z>
Театр я люблю – и драматический, и оперный. Раньше, когда он был более доступен, я часто ходила. Сейчас не хватает времени и денег. На хорошие спектакли билеты стоят дорого. Последний раз я была в театре 15 февраля – на Верди в Маринке, которая действительно вышла на мировой уровень. Существование театра – неизбежно. То, что получает человек, приходя в театр, он не может получить ни от кино, ни от телевидения – эмоциональный заряд при «живом» контакте. Разница такая же, как если прийти в картинную галерею или посмотреть художественный альбом. Это невзаимозаменяемые вещи. Театр может отражать действительность, заменять, изменять… Искусство существует в трех вариантах. Первый – возвышающее человека от земли к небу. Второй – чистое отражение действительности. И третий – манипуляции общественным сознанием, с помощью которых правители заставляют людей думать и делать то, что им нужно. Я прекрасно помню ура-патриотические спектакли советских времен, причем многие из них были талантливы. Иначе бы это просто не работало! Правда, в советское время не было придумано ничего нового, а просто использовали то, что давно известно, то, что корнями уходит в мистерии и религиозные обряды.
<z>Владимир Дубинин, вице-президент европейской Федерации бодибилдинга и фитнеса, президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России:</z>
Я не считаю себя театралом, потому что на театр у меня нет времени. Все-таки большое дело делаю, руковожу, причем на общественных началах, спортивной федерацией, выращиваем чемпионов. И вообще я всегда подозрительно отношусь к тем людям, которые, делая большие дела, утверждают при этом, что читают книжки, ходят в театры и т.д. Многие из них врут! Врут напропалую…
Чтобы быть мастером своего дела, нужно в какой-то мере замкнуться на нем. У меня времени зачастую даже на себя не хватает. Хотя был бы я по свободнее, с удовольствием ходил бы в театр.
Конечно, в наш век все захватывает телевиденье. А что, до театра то он, наверное, уступит свои позиции. Здесь нужно исходит из воззрений не специалистов, а среднестатистических людей. Может быть, театр целиком и полностью будет держаться на любителях энтузиастах, став ретро-искусством. А может быть наоборот он станет очень популярным, если как-то видоизменится. Ведь до не давних пор телевиденье и видео, переманили народ из кино. А сейчас мы снова пошли в кинотеатры. Может быть, тоже самое произойдет и с театром. Допустим, на сцене появятся спецэфекты, возникнут какие-то формы телетеатра. Уже сегодня многие ориентируются в сторону мюзиклов…
Словом прогнозы могут быть самые разнообразные.
<z>Елена Бабич, представитель партии ЛДПР в Санкт-Петербурге:</z>
Я считаю себя театралом. Не заядлым, кончено, но стараюсь бывать на спектаклях каждый месяц. Последнее, что я смотрела – «Лес» по пьесе Островского в БДТ. Причем смотрела с однопартийцами-москвичами.
Вообще-то мой самый любимый театр не БДТ, а им В. Ф. Комиссаржевской. Там я пересмотрела весь репертуар – и классику, и модерн.
Мне кажется, что искусство театра не отомрет никогда, не смотря ни на какие современные технологии. Ничто – ни телевизор, ни компьютер – не смогут заменить живого человеческого общения. Экран не дает той энергетики общения артиста с залом и наоборот. Люди ходят в театр, чтобы почувствовать особую ауру, атмосферу сопереживания.
В начале 90-х уже ходили разговоры, что в период экономических потрясений людям будет не до театра, не будет денег на билеты, не будет времени и т.д. Но ведь пережили этот период. И залы полные и театры новые открываются, и актеры появляются яркие. Нет, театр не умрет – это искусство вечное.
<z>Дмитрий Артамонов, руководитель Санкт-Петербургского отделения «Greenpeace-Россия»:</z>
К сожалению, я бываю в театрах 1-2 раза в год. Все как-то не складывается. Но уж если выбираюсь, то предпочитаю увидеть масштабные постановки, которыми особенно славится Мариинский театр, но уж ни в коем случае не камерные спектакли.
Что касается будущего театра, то оно вряд ли отомрет, только вот, похоже, количество его поклонников может резко уменьшиться. Слишком уж не вписывается театральное искусство в тот образ жизни, который сейчас активно пропагандируется. На мой взгляд, обожание сериалов типа «Бригады» или шоу вроде очередной «Фабрики звезд» практически невозможно совместить с любовью к театру. И единственное спасение здесь – дети. Именно их чуть ли не с младенчества надо водить – только ни в коем случае не насильно! – на театральные постановки. Поверьте, те детские впечатления останутся на всю жизнь и в конечном итоге именно с их помощью появятся новые зрители. Они-то и не позволят театру умереть.
<z>Андрей Черных, заместитель председателя Комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга:</z>
Я очень люблю театр. Стараюсь ходить на спектакли каждый месяц. Но не всегда, получается из-за загруженности. Стараюсь ходить в театр вместе с детьми. Показать им в первую очередь наших великих актеров. На них большое впечатление произвело выступление Сергея Юрского. А сам я последний раз с удовольствием посмотрел в БДТ работу Кирилла Лаврова в спектакле «На исходе дня».
Мне кажется, что если взрослые будут приучать детей к театру, ходить с ними вместе на спектакли, показывать игру классиков, обсуждать увиденное, то живое общение с актером, с другими зрителями никогда не смогут заменить никакие телевизоры и компьютеры.
<z>Татьяна Благовещенская, фольклорист:</z>
Сейчас я редко хожу в театр, раньше это случалось чаще. Последний раз я была в театре прошлым летом, на фестивале «Балтийский дом»: туда приезжали наши друзья из Германии. Что касается того, что театр до сих пор существует, несмотря на кино, телевидение и прочее, то это сложно объяснить. Возможно, в понятии «вечное искусство» есть доля истины. Телевидение и кино не исключают театр. Кроме того, в последнее время он стал не действом, а, скорее, выходом в свет, неким социальным развлечением. Что-то из разряда клубов, где можно других посмотреть и себя показать, а не то место, где учат жить и чувствовать. Прогнозы я давать не люблю, но вообще не вижу сейчас тенденции к исчезновению театра. Наоборот, чем больше развивается виртуальная реальность, тем больше появляется живой музыки и тем больше развивается театр.
<z>Михаил Успенский, исполнительный директор «Лиги автоэкспертов»:</z>
Я очень люблю бывать в театрах. Хожу в них, как минимум один-два раза в месяц. Не гнушаюсь посещать и концертные залы. Стараюсь специально выбирать те спектакли, которые лично мне наиболее интересны.
Убежден, что театр был, есть и будет. И первую очередь потому, что во время представления происходит непосредственный контакт между зрителями и актерами. Такого при всех потугам к интерактивности нет ни на телевидении, ни в мире компьютерных технологий, ни тем более в кино.
<z>Владимир Егоркин, лоцманский командир, президент общественного объединения «Ассоциация лоцманов России»:</z>
Я не считаю себя театралом по одной простой причине: хожу в театр редко. К театру отношение у всех разное. Например, Ключевский говорил, что театральное искусство – суррогат жизни, и нравится оно тем, кому жизнь не удалась. В принципе утверждение звонкое, но спорное. Вот моя жена часто ходит в театр, но на жизнь не в обиде. Она обсуждает спектакли с подругами, мне ничего не рассказывает, говорит все равно бесполезно.
Конечно, театр вечен. Даже я, посетив спектакли, остаюсь под впечатлением, хотя являюсь не очень музыкальным человеком, да и мозги загружены работой. Был бы свободнее, глядишь бы ходил в театр чаще. Игра актера, если он отдает себя ей без остатка достойна внимания, а то, что он пытается выразить действительно обогащает.