Выборы в Академию наук

АН была беспартийным учреждением — в 1929 году из 1158 ее членов в ВКП(б) состояли всего 16 человек. Власти решили усилить влияние партии на Академию наук, предложив включить в ее состав 8 коммунистов: Н. Бухарина, И. Губкина, Г. Кржижановского, М. Покровского, Д. Рязанова, А. Деборина, Н. Лукина и В. Фриче.
На общем собрании, состоявшемся 12 января 1928 года, рассматривались кандидатуры 42 потенциальных академиков. Действительными членами АН стали лишь 5 коммунистов из предложенных, причем Бухарин, Губкин и Кржижановский – с перевесом в один голос. Деборина, Лукина и Фриче забаллотировали.
Власть тут же начала давить на академиков с помощью прессы. В газетах появились требования «реорганизовать Академию наук», «провести там тщательную политическую проверку» и опубликовать политические характеристики академиков, где прямо говорилось бы об их «контрреволюционном прошлом».
В конце января Академия наук ходатайствовала «о разрешении ей, в отступление от действующего Устава, произвести перебаллотировку товарищей Деборина, Лукина и Фриче, забаллотированных Общим собранием старого состава академиков». Вопрос рассматривался на Политбюро ВКП(б), и просьбу о довыборах удовлетворили. 13 февраля 1929 года вышеперечисленные товарищи стали действительными академиками АН.