Балаганщик Леман

В течение десяти лет о балагане Лемана ежегодно писали столичные газеты. Представления Лемана и Масленичные гуляния были почти синонимами. Академик Российской Академии наук и один из главных в то время цензоров Александр Никитенко записал о Лемане в своем дневнике, что «у дверей его храма удовольствий так тесно, как в церкви в большой праздник до проповеди». На масленичных гуляниях 1830 года балаган Лемана посетил сам император Николай I с наследником-цесаревичем, будущим императором Александром II.
О личности Христиана Лемана почти ничего не известно. Есть сведения, что Христиан Леман и его брат приехали в Россию в 1818 году и сначала выступали в Москве. Предполагают, что до этого он мог играть во Франции, в маленьких полуфольклорных театрах. Современники отмечали, что он был человеком образованным и весьма начитанным. Леман обладал комическим даром, способностями дрессировщика, был прекрасным гимнастом и эквилибристом. Кроме того, балаганщик был способным предпринимателем и новатором в искусстве балагана. Он широко использовал различные сценические эффекты, используя системы зеркал, люки для провалов и т.п.
Российская карьера Лемана закончилась после чудовищного пожара, случившегося в его балагане в 1836 году. Он так и не смог финансово оправиться от этой катастрофы и в следующем году, спасаясь от кредиторов, тайно покинул Петербург. А его имя стало нарицательным: в 1860-е годы балаганных паяцев в народе называли «лейманами».