Канал дружбы и сотрудничества

Недавно в российском Выборге и финской Лаппенранте состоялись торжества по случаю 150-летия Сайменского канала.

В старинном выборгском замке играл духовой военно-морской оркестр, фолк-группа «Вереск» исполнила старинные песни, а участники исторических клубов, занимающихся реконструкцией военных битв, облачившись в наряд средневековых рыцарей, рубились на мечах.

Изрядный налет Средневековья на тор­жествах закономерен. Дело в том, что пер­вые попытки строительства канала между озером Сайма и Финским заливом восхо­дят к середине минувшего тысячелетия. Однако ни в пятнадцатом веке, ни даже в конце восемнадцатого столетия, в цар­ствование Екатерины Великой, прорыть канал не удавалось. Если вспомнить коли­чество войн между Россией и Швецией, случившихся в этот период, то причина неустройства искусственной водной арте­рии станет понятной.

Но в 1809 году после очередной рус­ско-шведской войны Финляндия вошла в состав Российской империи на правах Ве­ликого княжества, в 1811-м Александр I присоединил к Финляндии Выборгскую губернию, а уже в царствование Николая I началось строительство канала, которое было завершено в 1856-м, при Александ­ре II. Оттого на гранитной стенке у одно­го из шлюзов надпись гласит: «Николай I и Александр II – торговле и благосостоя­нию Финляндии». Тогда, полтора столетия назад, на Карельском перешейке возник­ло уникальное гидротехническое соору­жение протяженностью в сорок три ки­лометра. После всех передряг прошлого века и конфликтов между Россией и Фин­ляндией сложилась ситуация, при кото­рой около двадцати километров канала оказалось в России, остальная часть – в стране Суоми.

Обратим внимание на другую таблич­ку у нового шлюза «Брусничное», она гла­сит: «Реконструкция Сайменского канала в 1963–1968 годах – результат дружбы народов Советского Союза и Финляндии».

В этот период дружбы народов были прорыты новые русла, устроены более широкие шлюзы. Тогда же стороны заклю­чили договор на пятьдесят лет, по которо­му финны являются арендаторами кана­ла и отвечают за прохождение судов по нему и работу всех сооружений.

Надо сказать, что финны со своей ра­ботой справляются отлично. В шлюзовой будке «Брусничного» – идеальный поря­док, дежурный сидит перед мониторами и видит все, что происходит на канале. Да и вокруг – ни соринки. Воздух чистейший. А плоды шиповника, обрамляющего шлюз с обеих сторон, такие, каких я нигде не видывал. Крупные, сочные.

Это – видимая сторона дела. Как и во всех сферах человеческой деятельности, здесь существуют, так сказать, подводные течения. В случае с Сайменским каналом они таковы, что договор – договором, но экономические и политические реалии изменились. Финляндия является членом Евросоюза, а Советского Союза и вовсе не существует. Поэтому между Россией и Финляндией начались новые переговоры о продлении договора о пересмотре неко­торых его позиций. Российская сторона настаивает на увеличении арендной пла­ты, мотивируя это тем, что расходы на со­держание морского подхода к каналу по­стоянно увеличиваются. Наши предложе­ния заключаются в том, чтобы арендная плата зависела от грузооборота. По словам Валерия Астапенко, руководителя феде­рального государственного управления «Сайменский канал», которое занимается контролем за соблюдением договора аренды и координацией работы транс­порта, грузооборот растет. Так, в прошлом году он составил 2 миллиона 228 тысяч тонн. В 2000 году он составлял 1 миллион 758 тысяч тонн. За пять лет рост весьма существенный.

Финны со своей стороны говорят о своих ежегодных вложениях в Сайменский канал и считают целесообразным продление договора на срок, который по­зволит их окупить.

Российские министерства финансов, транспорта и юстиции готовят свои изме­нения в текст нового договора, который обязательно будет заключен, поскольку обе стороны прекрасно понимают: ре­шать проблемы судоходства и перевозки грузов выгоднее вместе, а не врозь.

В октябре, буквально на днях, члены специально созданной рабочей группы соберутся, чтобы обсудить новый проект договора. Сегодня некоторые пункты ве­домственных документов входят в проти­воречие с федеральным законодатель­ством и международным договором, из-за чего у финской стороны возникают слож­ности и законные вопросы.

Важно, однако, что проблемы на Сайменском канале решаются конструктив­но, в духе сотрудничества и взаимопони­мания.

Алексей Ерофеев


ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 5 ОКТЯБРЯ 2006, ЧЕТВЕРГ № 166 (2006)