Недавно в российском Выборге и финской Лаппенранте состоялись торжества по случаю 150-летия Сайменского канала.
В старинном выборгском замке играл духовой военно-морской оркестр, фолк-группа «Вереск» исполнила старинные песни, а участники исторических клубов, занимающихся реконструкцией военных битв, облачившись в наряд средневековых рыцарей, рубились на мечах.
Изрядный налет Средневековья на торжествах закономерен. Дело в том, что первые попытки строительства канала между озером Сайма и Финским заливом восходят к середине минувшего тысячелетия. Однако ни в пятнадцатом веке, ни даже в конце восемнадцатого столетия, в царствование Екатерины Великой, прорыть канал не удавалось. Если вспомнить количество войн между Россией и Швецией, случившихся в этот период, то причина неустройства искусственной водной артерии станет понятной.
Но в 1809 году после очередной русско-шведской войны Финляндия вошла в состав Российской империи на правах Великого княжества, в 1811-м Александр I присоединил к Финляндии Выборгскую губернию, а уже в царствование Николая I началось строительство канала, которое было завершено в 1856-м, при Александре II. Оттого на гранитной стенке у одного из шлюзов надпись гласит: «Николай I и Александр II – торговле и благосостоянию Финляндии». Тогда, полтора столетия назад, на Карельском перешейке возникло уникальное гидротехническое сооружение протяженностью в сорок три километра. После всех передряг прошлого века и конфликтов между Россией и Финляндией сложилась ситуация, при которой около двадцати километров канала оказалось в России, остальная часть – в стране Суоми.
Обратим внимание на другую табличку у нового шлюза «Брусничное», она гласит: «Реконструкция Сайменского канала в 1963–1968 годах – результат дружбы народов Советского Союза и Финляндии».
В этот период дружбы народов были прорыты новые русла, устроены более широкие шлюзы. Тогда же стороны заключили договор на пятьдесят лет, по которому финны являются арендаторами канала и отвечают за прохождение судов по нему и работу всех сооружений.
Надо сказать, что финны со своей работой справляются отлично. В шлюзовой будке «Брусничного» – идеальный порядок, дежурный сидит перед мониторами и видит все, что происходит на канале. Да и вокруг – ни соринки. Воздух чистейший. А плоды шиповника, обрамляющего шлюз с обеих сторон, такие, каких я нигде не видывал. Крупные, сочные.
Это – видимая сторона дела. Как и во всех сферах человеческой деятельности, здесь существуют, так сказать, подводные течения. В случае с Сайменским каналом они таковы, что договор – договором, но экономические и политические реалии изменились. Финляндия является членом Евросоюза, а Советского Союза и вовсе не существует. Поэтому между Россией и Финляндией начались новые переговоры о продлении договора о пересмотре некоторых его позиций. Российская сторона настаивает на увеличении арендной платы, мотивируя это тем, что расходы на содержание морского подхода к каналу постоянно увеличиваются. Наши предложения заключаются в том, чтобы арендная плата зависела от грузооборота. По словам Валерия Астапенко, руководителя федерального государственного управления «Сайменский канал», которое занимается контролем за соблюдением договора аренды и координацией работы транспорта, грузооборот растет. Так, в прошлом году он составил 2 миллиона 228 тысяч тонн. В 2000 году он составлял 1 миллион 758 тысяч тонн. За пять лет рост весьма существенный.
Финны со своей стороны говорят о своих ежегодных вложениях в Сайменский канал и считают целесообразным продление договора на срок, который позволит их окупить.
Российские министерства финансов, транспорта и юстиции готовят свои изменения в текст нового договора, который обязательно будет заключен, поскольку обе стороны прекрасно понимают: решать проблемы судоходства и перевозки грузов выгоднее вместе, а не врозь.
В октябре, буквально на днях, члены специально созданной рабочей группы соберутся, чтобы обсудить новый проект договора. Сегодня некоторые пункты ведомственных документов входят в противоречие с федеральным законодательством и международным договором, из-за чего у финской стороны возникают сложности и законные вопросы.
Важно, однако, что проблемы на Сайменском канале решаются конструктивно, в духе сотрудничества и взаимопонимания.
Алексей Ерофеев
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 5 ОКТЯБРЯ 2006, ЧЕТВЕРГ № 166 (2006)
ТОП новостей
- На Невском проспекте восстановят облик исторических зданий
- Около 300 юнармейцев примут участие в параде Победы на Дворцовой площади
- Экскурсионный автобус-шаттл "Кронсититур" возобновляет работу с 27 апреля
- Юбилейный Фестиваль ледоколов станет частью празднования Дня города
- В «Сколково» разработали хлеб с мухами