Почему падают самолеты…

Недавно был опубликован перечень четырнадцати авиакатастроф Ту-154, произошедших за последние пятнадцать лет. Начало шестнадцатого года трагически «уравняло» счет двумя страшными крушениями: в результате падения самолетов авиакомпаний «Сибирь» и «Пулково», 9 июля и 22 августа, погибло около 300 пассажиров, следовавших этими рейсами.

«Концентрированным выражением накопившихся системных проблем в области гражданской авиации» назвал случившееся председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Валерий Язев. «Системные проблемы», впрочем, обсуждаются не один год, а самолеты продолжают падать. «Диагноз» отечественной авиации выносят уже хронический: стареющий самолетный парк, кадровые проблемы, отсутствие единого полномочного органа управления...

13 сентября депутаты Госдумы при участии руководителей Министерства транспорта РФ, Транснадзора, Росавиации, Росаэронавигации, Аэрофлота, Кубанских авиалиний, Центрального аэрогидродинамического института, Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, НИИ гражданской авиации в рамках расширенного заседания Комитета по энергетике, транспорту и связи обсудили вопросы безопасности авиаперевозок.

Были затронуты проблемы, связанные с плохим финансированием отрасли, высоким уровнем цен на горючее, недостаточной подготовкой авиаперсонала, дефицитом отечественных воздушных судов, состоянием летной инфраструктуры. Еще раньше Минтранс РФ внес ряд предложений по выводу гражданской авиации из кризиса. Среди прочего этот перечень содержит предложения по оснащению аэропортов техническими средствами досмотра, порядку компенсации российским перевозчикам роста цен на авиационное топливо, созданию системы современных учебных центров по первоначальной подготовке
летного состава и т.д.

Депутаты продолжат обсуждение острой темы 31 октября на парламентских слушаниях. Между тем в Петербурге в саду Аничкова дворца в минувшую субботу торжественно заложили Аллею жизни. Тридцать деревьев в память о каждом ребенке, погибшем в донецкой катастрофе, были посажены юными горожанами. А в своем обращении они пишут, что многим
взрослым не хватает уроков безопасности детства.

Что же думают о состоянии современной авиации «потенциальные пассажиры»? Почему падают российские самолеты, и какие меры необходимо предпринять, чтобы трагедии не повторялись? С этим вопросом корреспондент «ПГ» вышел на улицы Санкт-Петербурга.


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВ, ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ
Самолеты падают не от отсутствия мер безопасности, а из-за низкого качества самой техники. Ведь жизнь не стоит на месте: существует много наработок в области авиаконструкций ряда зарубежных фирм, того же «Боинга», например. Может быть, следует внести какие-то изменения в системе автоматики самолета. Естественно, сейчас необходимо полное обновление парка машин, а также восстановление отечественного авиастроения. Ведь большая часть самолетов и запчастей закупается контрафактным путем. Второй вопрос состоит в работе комиссий по расследованию авиакатастроф. Хотелось бы, чтобы они озвучивали не только сам факт, мол, машина упала из-за того-то, а анализировали ситуацию и предпринимали конкретные меры, чтобы трагедия не повторялась. Кстати, последняя катастрофа Ту-154 коснулась и меня лично: в результате падения самолета погиб начальник кафедры, где я работаю…

ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ, ПЕНСИОНЕР
Ответ простой: у нас в России очень дешево ценится человеческая жизнь, поэтому авиакомпании закупают дешевые детали, контрафактные запчасти для авиатехники. Ведь заплатить за погибшего человека сто тысяч рублей ничего не стоит, а вот купить хороший самолет -дорого. Например, в Америке страховка каждого пассажира обходится в три миллиона долларов. Если бы и в России была такая цена, то уверяю вас, самолеты сразу же перестали бы падать, это стало бы просто экономически невыгодно.

ЕЛЕНА СЕДОВА, НАЧАЛЬНИК ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ
Все происходящее ужасно. Последняя катастрофа частично задела и меня: погиб мой начальник, две одноклассницы моей дочери. Я слышала, что недавно задержали человека с контрафактными деталями и аналогичные обнаружили на складе в Шереметьево! Выходит, наши самолеты уже не то что не новые, а там живого места нет! Сначала сделают халтурно, а потом происходят катастрофы. И как так можно распоряжаться человеческими жизнями? А летчики здесь ни при чем: профессионалы говорят, что никаких вариантов быть не может. Аварии происходят исключительно из-за устаревшей техники.

ЛЕВ ДЕДОВ, ПЕНСИОНЕР
Считаю, что необходимо вовремя ремонтировать самолеты, но это только часть работы. Сегодня мы идем по западному пути: разделения больших компаний на малые и извлечения максимума прибыли. Это неправильно. Мелкие компании не имеют возможностей разумно управлять своим фондом. Такая огромная отрасль должна находиться в руках государства, и никаких частников здесь быть не должно. Квалификация летчиков тоже, кстати, зависит от серьезности работодателей.

Алла Серова

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 5 ОКТЯБРЯ  2006, № 166 (2006)