Дорожно-транспортные «войны»

Автодороги подобны своеобразному полю боевых действий. Все против всех воюют за время и за пространство. Ведь его слишком мало для постоянно возрастающего количества машин. И, как на любой войне, гибнут люди – причастные к автосражению и случайные жертвы. По данным, озвученным начальником департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктором Кирьяновым, с начала года в дорожных происшествиях погибли более 22,5 тысяч человек, а 200 тысяч получили травмы. Из них в Санкт-Петербурге и Ленинградской области погибших больше тысячи, а раненых около 10 тысяч. Чтобы узнать, каково сегодняшнее состояние дел на городских магистралях, корреспондент «Парламентской газеты» встретился с начальником управления по расследованию преступлений против безопасности движения и пожаров ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андреем Пиликиным, а также с другими следователями ГСУ и сотрудниками ГИБДД.

Потеря бдительности
По словам Андрея Пиликина, большинство ДТП с тяжкими последствиями связаны с нарушениями скоростного режима. Реже всего аварии случаются из-за технической неисправности транспортного средства. Только если тормоза отказывают, да и то чаще всего водители лишь утверждают, что дело в неисправности, пытаясь снизить степень собственной вины. В СМИ сообщали о недавнем серьезном происшествии в Тосненском районе, когда перевернулся автобус. Вот в этом случае действительно установлено, что причина – техническая неисправность.

В такую погоду, которая стояла в конце октября, аварий очень много, рассказывает Андрей Пиликин. Когда начинает рано темнеть, за сутки погибает по 10–12 человек. В основном это наезды на пешеходов, которых плохо видно или не видно вообще, а водитель, не учитывая погодных условий, едет на большой скорости. Летом же происходит больше столкновений машин.

Пешеходы гибнут по разным причинам. Чаще всего переходят дорогу в неположенном месте, но сплошь и рядом бывают несчастные случаи и в зоне пешеходных переходов.

– Дело в том, что даже в таких местах среди водителей не принято уступать дорогу. Некоторые даже скорость не сбавляют, – с сожалением замечает наш собеседник. – Сейчас управлением направлено в суд дело в отношении водителя, который сбил насмерть пятилетнего ребенка. Ребенок с мамой переходил дорогу по переходу, вырвался и побежал. Попал под машину. Следствием было установлено, что водитель мог видеть ребенка и был в состоянии предотвратить ДТП.

Бывает, что пешеходы страдают даже вне проезжей части. Например, поворачивая налево по улице Фрунзе, женщина на «жигулях» выехала на встречную полосу и при попытке избежать столкновения направила машину на тротуар, где сбила насмерть человека. Дело также направлено в суд.

Понятно, что многие водители – виновников автокатастрофы допускают ошибки в состоянии алкогольного опьянения, особенно при ДТП в ночное время. Скоро в суд будет направлено дело в отношении гражданина, который мало того что выпил, так еще и поехал покататься на машине своего товарища, совершив ДТП. Еще одна история с трагическими и вместе с тем нелепыми обстоятельствами расследуется сейчас в ГСУ. В августе некий глава семейства с тремя промилями в крови ехал по трассе в Кировском районе Ленинградской области, везя свою жену и мать. Он был настолько увлечен разговором с супругой, что даже бросил руль, повернувшись к женщине. Как потом заявил водитель, у него «достаточный стаж, чтобы вести машину одними ногами». В результате автомобиль выехал на встречную полосу и столкнулся с едущей навстречу машиной. Мать и жена погибли. Скончались и трое пассажиров другой машины.

Как известно, в последнее время постоянно попадают в аварии маршрутные такси. «Связано это, – утверждает Андрей Пиликин, – в частности, с тем, что водители в погоне за прибылью практически не учитывают безопасность своих пассажиров. Если вы проедете хотя бы небольшой участок по городу в маршрутке, то обнаружите, что водитель 5–6 раз нарушил правила. На мой взгляд, ответственность за нарушения должен нести не только непосредственный виновник аварии, но и, в первую очередь, хозяин автопарка. Кстати, автобусы, которые ходят по графику и никуда не спешат, в ДТП просто не попадают».

Что касается грузовых машин и фур, то они чаше попадают в ДТП зимой. Кроме того, у водителей фур ограничен обзор, иногда они наезжают на пешеходов, просто не замечая их в силу конструкции машины. Недавно в Выборге произошло столкновение легковушки с грузовиком. Грузовая машина везла гравий и просто засыпала легковой автомобиль. Итог – два трупа и уголовное дело, которое пока еще неизвестно чем закончится.

Родственники и зеваки
В целом в Главном следственном управлении в производстве постоянно находится около 300 дел по ДТП. В ночное время дежурят два следователя – по северной и южной части города. Напомним, что дежурный следователь ГСУ выезжает на место происшествия, только если есть труп или у пострадавшего имеются тяжкие телесные повреждения. Словом, в тех случаях, когда существует необходимость в возбуждении уголовного дела. Когда сотрудник ГСУ прибывает на место ДТП, там уже находятся сотрудники ГИБДД, которые должны обеспечить охрану и установить очевидцев. Но нередко очевидцы не слишком активно желают сотрудничать…

Сразу после столкновения, будь то дневное или ночное время, вокруг собирается множество зевак, приезжают родственники погибших или пострадавших, что несколько мешает ходу работы. Наши соотечественники, столкнувшись с нежданно свалившимся на них горем, часто «срываются» на следователя, стажеров, сотрудников ГИБДД, обливая их потоком нецензурной брани. Например, был случай, когда один гражданин (впоследствии у него нашли справку о недавней выписке из психоневрологического диспансера) стоял на автобусной остановке и вышел прямо под встречный автобус. Водитель был не виноват. На месте же появились пять-шесть не совсем трезвых парней, заявили, что это отец их друга, начали хватать водителя за грудки со словами «кто ты такой, пойдем поговорим», «наезжать» на следователя и все в таком духе. Подобные ситуации на местах трагедии в порядке вещей. По словам военного психолога Марины Роот, «состояние аффекта зависит и от степени актуализации проблемы, и если у самого милиционера неприятности, тем более если у него недавно погиб родственник, велика вероятность, что и он может отреагировать, вот тогда завяжется конфликт. В подразделениях ДПС должны работать профессиональные психологи, проверять и проводить реабилитацию сотрудников практически после каждого дежурства. Ведь весь негатив изо дня в день накапливается в них, и с таким грузом тяжело ходить...»

Большинство же зевак зачастую и вовсе никак не связаны с погибшим или раненым в ДТП, это молодые люди с банками пива и сигаретами, пожилые пьяницы, есть и люди среднего возраста весьма неблагополучного вида. Что их притягивает к трупам в 2–3 часа ночи, а собираются обычно человек по 200, вопрос неоднозначный. По мнению психолога, за любопытством, которым обычно объясняется присутствие посторонних у разбитых машин, покалеченных людей и луж крови, скрывается страх, как ни странно, притягивающий к месту трагедии. «Собственный страх потерять близких, жизнь, здоровье…»

– Больше всего меня поразило, – делится своими впечатлениями один из дэпээсников, – когда в полчетвертого утра мать привела девочку, которой на вид 3–4 годика, посадила прямо напротив погибшего, обняла ее и сидит на все это дело смотрит.

Впрочем, питерское ГИБДД со своими охранными функциями справляется, и каких-либо инцидентов с серьезными последствиями во время оформления ДТП пока не случалось.

ЕЛЕНА ОЛЕНЕВА

Мнение:

ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВ
ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

На безопасность дорожного движения выделяются какие-то деньги, принимаются какие-то меры. Увы, все они слишком разрозненны. Я не могу предложить конкретного рецепта решения проблем на российских дорогах, однако полагаю, что у нас им уделяется недостаточно внимания. Фактически проблема запущена. Думаю, что подходить к ее решению нужно комплексно, с учетом всех факторов. Но, увы, пока четкой полномасштабной системы нет.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 9 ноября 2006, № 185—186 (2035—2036)