Пираты XXI века

До мнению специалистов, подделка различных видов продукции на сегодняшний день приобрела индустриальный характер. Объемы контрафактных товаров в отдельных отраслях (аудиовизуальной, алкогольной, табачной, лекарственной) сравнимы с объемами легального производства. Столь крупный оборот объясняется тем, что нарушение прав интеллектуальной собственности весьма сложно выявить, еще труднее доказать. О проблемах борьбы с современным российским пиратством корреспонденту «Парламентской газеты» рассказывает вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Прокопьев.

«ПГ»: В последнее время проблеме нарушения прав интеллектуальной собственности уделяется пристальное внимание, хотя раньше ее как будто не воспринимали всерьез. С чем вы как специалист связываете такой интерес?

В.П.: К проблемам производства и реализации контрафактной продукции действительно начали пристально приглядываться. На территории России и стран СНГ сформировался теневой сектор экономики, основанный на производстве подделок, наносящих ущерб отечественным, зарубежным производителям и потребителям. Впрочем, борьба с пиратством ведется во всем мире. Объем мировой торговли кон-трафактом оценивается в 630 миллиардов долларов, а это 6-7% общего объема торговли. Для сравнения: по данным Международного комитета по интеллектуальной собственности, в США выпускается менее трети товаров с нарушением всевозможных прав и качественных параметров, в странах Евросоюза – свыше трети. В России – минимум 80%. А мы, как известно, вот уже несколько лет ведем переговоры о вступлении в ВТО. Однако, по мнению западных экспертов, меры, принимаемые Россией по борьбе с кон-трафактом, недостаточны.

Отсюда и вытекает главная причина пристального интереса: большой ущерб, причиняемый самой российской экономике. Ведь контрафакт – это заведомо некачественная продукция. Устранив его, мы сможем повысить конкурентоспособность наших товаров. Также одной из причин является угроза жизни и здоровью граждан, которая просто огромна….

«ПГ»: А если эти 80% перевести в конкретные суммы?

В.П.: Как утверждают эксперты, рынок подделок в России на сегодняшний день достиг 6 миллиардов долларов в год… Например, доля лицензионных дисков на рынке аудиовизуальной техники в России составляла в 2005 году всего 5-10%. Правда, сейчас эта цифра поднялась до 15%. Если говорить о Петербурге, то у нас доля лицензионной аудиовизуальной продукции вообще не превышает 5% от общих объемов продаж. Как показывают проверки в крупнейших торговых сетях города, объем контрафактных DVD колеблется в пределах 30-40%, CD – 10%.

«ПГ»: Давайте определимся с терминами: идентичны ли понятия «кон-трафакт» и «фальсификат»?

– На самом деле, эти понятия различны, хоть их действительно часто заменяют друг другом. Контрафакт – это нарушение авторского, патентного и издательского права. По сути, кон-трафакт – это воровство интеллектуальной собственности. Определение же фальсифицированной продукции встречается только в Законе о лекарственных средствах, где указываются ее основные признаки: «ложная информация о составе и производителе…»

«ПГ»: Лицензионные знаки каких товаров наиболее часто подделываются?

В.П.: Анализ российского рынка показывает, что сегодня подделывается все, что пользуется спросом: алкогольная и табачная продукция, продукты питания и напитки, текстиль, обувь, бытовая химия, парфюмерно-косметическая продукция, лекарства и медикаменты, электроника и бытовая техника, программное обеспечение, видеопродукция. Естественно, все это наносит ущерб престижу государства и затрудняет приток иностранных инвестиций.

«ПГ»: В связи с пристальным вниманием мобилизуют ли свои силы и правоохранительные органы?

В.П.: В последнее время подразделения по борьбе с экономическими преступлениями активизировались. В этом году российским ОБЭПом было выявлено 134 преступления по 146 статье УК РФ, что на 70% больше, чем в 2005 году. По данным департамента экономической безопасности МВД РФ, по факту нарушения авторских и смежных прав возбуждено 6432 уголовных дела, а к уголовной ответственности привлечены 3082 человека. Интересно, что наше законодательство построено таким образом, что потерпевший самостоятельно должен найти того, кто подделывает его товар, и только после этого милиция будет предпринимать какие-либо меры. Впрочем, у правоохранительных органов свои сложности. Так, например, если сотрудники БЭПа задерживают партию контрафакта, то по существующему законодательству доказательная база должна быть собрана в течение двух суток. Сделать это практически невозможно. В итоге нарушитель остается на свободе.

«ПГ»: То есть проще обратиться напрямую к вам?

В.П.: Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата была образована одной из первых в России и недавно отметила свое 85-летие. Все-таки у нас богатый опыт. И действительно высококлассные специалисты, которые разработали свою единую систему определения контрафактной продукции (не будем забывать, что всякий анализ субъективен: так, один специалист может усмотреть признаки подделки, а другой не заметит их). Сам процесс анализа продукции всегда делится на две составляющие: юридический аспект и непосредственная экспертиза товара. Поэтому для того, чтобы сделать вывод о том, имело ли место нарушение права интеллектуальной собственности, специалисту необходимы знания не только в области патентного права, но и в области проведения товарной экспертизы.

«ПГ»: А что необходимо от пострадавшего?

В.П.: Во-первых, потребуется заявление правообладателя интеллектуальной собственности, то есть того, чьи права нарушаются. Чтобы доказать факт выпуска чужого товара под вашим товарным знаком, необходимо официально зарегистрированное право собственности на этот знак. Во-вторых, необходим образец, то есть исходный материал. Ведь все товары наделяются индивидуальной особенностью: например, если вашу газету выпустит другое издание, используя дизайн первой полосы, логотип, при этом исказив содержание, вы сможете обратиться к эксперту, поскольку все издания регистрируются в установленном порядке. То есть налицо будет нарушение издательского права.

«ПГ»: Кто ваши клиенты?

В.П.: Все они участники рынка Санкт-Петербурга, начиная с индивидуальных предпринимателей и заканчивая крупными компаниями. Например, недавно в отдел «Агроконтроль» обратилась организация – дистрибьютер алкогольной продукции – с просьбой определить идентификационные признаки производимой ими продукции. Эксперты сделали работу, информацию передали в Росторгинспек-цию, с которой у нас договор совместной деятельности. В итоге в ходе их рейдов контрафактная продукция данной компании была установлена и изъята из оборота.

«ПГ»: Почему бы всем компаниям, чей товарный знак может стать объектом для мошенников, не поступить аналогичным образом?

В.П.: Здесь возникают сложности, поскольку сами производители не стремятся афишировать то, что их продукцию подделывают. Ведь всегда есть опасения, что об этом узнают потенциальные потребители, которые уйдут к конкурентам, соответственно, упадут объемы продаж. Пока на всей территории РФ лишь 613 компаний заявили, что их товарные знаки воруют.

«ПГ»: Можно определить, какую прибыль получают те, кто, по выражению Юрия Стоянова, «живет чужими мозгами»?

В.П.: Можно определить убытки: всего за 10 месяцев уходящего года правообладатели лишились почти 94 миллионов долларов.

«ПГ»: Почему же в России столь высокий уровень производства контрафактной продукции?

В.П.: Много причин. Налицо и коррупционные связи, и низкий уровень образования продавцов, и ограниченные финансовые возможности населения. А самое главное – отсутствие единых методик по оценке продукции в различных органах.

«ПГ»: Соответственно, чтобы вести более серьезную борьбу, необходимо все это поднять на должный уровень?

В.П.: Лично я считаю, что важно разработать четкую программу защиты национального рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции. Также необходим отдельный закон о контрафактной продукции, который бы содержал в себе механизм уничтожения и контроля за уничтожением подделок, а также ужесточение мер наказания за производство и реализацию контрафак-та. Например, в Турции за реализацию поддельных медикаментов предусмотрена смертная казнь. На Украине за счет привлечения населения к борьбе с кон-трафактом и фальсификатом за два года доля такой продукции на рынке сократилась с 75 до 25%. Не говоря уж о Финляндии, где покупатель несет ответственность даже за хранение контрафактных изделий.

БЕСЕДОВАЛА АЛЛА СЕРОВА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 21 декабря  2006, № 214—215 (2064-2065)