С демонами, но без демонизма

Выставка, посвященная Михаилу Врубелю, открылась в Русском музее.

В нее вошли только работы из собрания ГРМ. И сделано это, по словам заместителя директора музея Евгении Петровой, намеренно. Из Третьяковской галереи взять картины практически невозможно, поскольку все они находятся в постоянной экспозиции и составляют единое целое. «Выдернуть» что-то – значит нарушить целостность врубелевского зала ГТГ.

Но оттого, что в Петербург не приехали картины из собраний других музеев, эта выставка ничуть не обеднела. В собрании ГРМ находится более двух с половиной сотен работ художника, многие из которых большинству любителей живописи незнакомы. К примеру, графика. Ее нельзя подолгу держать на свету, поэтому шанс увидеть полотна предоставляется только лишь на временных выставках. И эта выставка – прекрасная возможность еще раз убедиться в незаурядном таланте Врубеля, таланте, который далеко не все смогли распознать в ту пору, когда художник был здоров.

Впрочем, и в период душевной болезни, который длился несколько лет, талант никуда не исчез, о чем свидетельствуют его графические «раковины». Целая серия рисунков, в которых одни видят какие-то космические глубины, другие – больничные судна, превращенные творческим воображением в художественный и, надо сказать, в исполнении Врубеля – высокохудожественный объект!

«Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить», – сказал о Врубеле поэт Валерий Брюсов, портрет которого стал последней работой художника, после чего он полностью ослеп.

Врубеля называли «мятежным демоном» русской живописи. Демон во всех его проявлениях, оговоримся – в чисто художественных его воплощениях Михаилом Александровичем – сыграл с живописцем злую шутку. Работа над ним окончательно свела художника с ума. С конца 1880-х, пораженный лермонтовским «Демоном», он начал разрабатывать «демоническую» тему в своем творчестве, считая его «олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

А демон словно специально издевался над художником. Врубель не воспринимал никаких замечаний, касавшихся изображений своего героя. По рассказам Степана Яремича, однажды Врубель «пришел в невероятно раздраженное состояние… Серова стукнул палитрой по голове за замечание, что ноги у Демона нехорошо нарисованы».

Было это в 1902 году, когда Валентин Серов намеревался приобрести для Третьяковской галереи «Демона поверженного». А когда, несмотря ни на какие доводы Серова, Совет галереи не купил картину, довольствовавшись лишь эскизом, Врубель неистовствовал, во всем виня благосклонно относящегося к нему Серова. Тот же Яремич в одном из писем писал: «Врубель по сему поводу страшно озлоблен на Серова и ищет случай, чтобы погубить этого ни в чем не повинного честного сердцем человека. Говорит, револьвер уже заготовлен, и рука казнящего не дрогнет».

Нет, не иначе демон одолел творца. Слава богу, казнить Серова Врубелю не пришлось, а Валентин Александрович, после того как Врубель попал в лечебницу, всячески помогал его жене и сестре.

Впрочем, эта статья не о Серове, хотя без рассказа о нем трудно обойтись, если идти на выставку Врубеля.

Проходя по залам корпуса Бенуа, миновать залы с картинами Валентина Александровича невероятно трудно.

Что касается демона, то как без него?! На выставке представлена гипсовая «Голова Демона», созданная в 1890 году, и живописное полотно «Демон лежащий».

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ СОБ. КОРР., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 21 декабря  2006, № 214—215 (2064-2065)