Пробка раздора

Речь, как вы уже догадались, пойдет о компании «Санкт-Петербургские электрические сети» (СПбЭС) и ее славном оппоненте ОАО «Ленэнерго», упоминание о котором способно порой вызывать легкий нервный зуд. Напомним, эти компании за время противостояния выдержали два десятка судебных споров, хотя так и не смогли добиться своих целей. Ленэнерго не сумело оспорить создание ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети», а те, в свою очередь, не смогли заключить хоть какой-то договор с Ленэнерго.
Вот поэтому в нашем электрокоролевстве опять стало дурно попахивать. Правда, на этот раз без запаха гари и прогнившего оборудования. Просто в один прекрасный день грузовой терминал «Пулково» остался без электричества. Причиной тому послужил сбой в сети, из-за которого сработал вакуумный выключатель. Ситуация идентична той, когда вылетает обычная электрическая пробка. Казалось бы, делов-то… Ан нет… Сия «пробка» обнажила «классовые» противоречия – класса чиновников и класса монополистов. Дело в том, что между высоковольтной подстанцией Ленэнерго и грузовым терминалом расположен небольшой участок распределительной сети, принадлежащей Петербургу, то есть СПбЭС. Именно здесь и сработала автоматика. Но как выяснилось, для такой простой операции, как поворот ручки рубильника, не имеется юридических оснований. Ленэнерго не может подать своему клиенту электричество, так как прикасаться к чужим рубильникам наше законодательство запрещает. А СПбЭС не может повернуть пресловутую ручку в своем хозяйстве, потому что не имеет никаких договорных отношений с Ленэнерго по поводу прохождения через сие хозяйство электроэнергии монополиста. В результате грузовой терминал «Пулково», который без электричества попросту не может работать, запускает дизель-генератор и неделю напролет расходует солярку по 60 литров в час.
<z>Договора не будет!?</z>
Неужели за неделю нельзя было подписать какой-то там договор? Согласитесь, за это время можно было устлать подобными документами путь от приемных начальников к самому дальнему деревенскому сортиру, который освещаем лишь солнцем иль луной в хорошую погоду. Однако не все так просто. Конечно, Ленэнерго неоднократно объявляло то об указании губернатора включить рубильник (не хватало еще привлечь к этому объекту внимание президента), то о достигнутой договоренности с Комитетом энергетики. Проблема же так и осталась нерешенной. Ленэнерго будоражит общественное мнение негативными оценками «перепродавца» и по-прежнему не торопится упорядочивать свои отношения с этим «посредническим монстром». Ведь пока нет договора с «Санкт-Петербургскими электрическим сетями», все городские объекты приносят прибыль. Их эксплуатация уже заложена в тариф, по которому потребитель платит деньги компании. Но расходы на эксплуатацию при этом несут «Сети». Напомним, что в управлении у СПбЭС находится сорок с лишним казенных электротехнических объектов общей стоимостью около 5 миллионов долларов. Значит, если договор все же придется подписывать, то вслед за ним потянутся еще четыре десятка объектов. А этого монополист не хочет ни в коем случае. Именно поэтому ОАО «Ленэнерго» стремится не допустить урегулирования этого конфликта, как того желают СПбЭС. В противном случае есть риск капитулировать и на остальных участках.
<z>Утром рубильник – вечером договор</z>
Немудрено, что в такой ситуации потребитель, тем более такой крупный, как ЗАО «Грузовой терминал “Пулково”», терпит серьезные убытки. Кто же будет за них отвечать? Ведь известно, что электроснабжающая организация обязана потребителю «обеспечить подачу энергии и мощности через присоединенную сеть». Это цитата из договора между ОАО «Ленэнерго» и ГТ «Пулково». Значит, ответственность за возникшее безобразие несет на себе та организация, которая обязалась этот договор выполнять. А уж как она будет разбираться с тем, что часть этой «присоединенной сети» – казенные подстанция и кабельные линии, это потребителя беспокоить не должно. Но вот чего-то беспокоит… Так же, как и дым от горящей солярки…
Однако вопрос об ответственности и возмещении ущерба тоже не решить без договора. Если ОАО «Ленэнерго» его подпишет, то ответственность уже никак не компенсировать за счет последующих разбирательств с СПбЭС.
А вот если удастся заставить городскую администрацию признать виновными «Сети», тогда с ними можно будет и вовсе проститься. Чего и добивается монополист.
Между тем СПбЭС разработали временную схему неотложного разрешения ситуации. Сохраняя требования правового урегулирования взаимоотношений, СПбЭС нашел юридическую возможность, позволяющую включить рубильник сегодня, а договор с ОАО «Ленэнерго» заключить позднее.
Это шаг ответственный, но рискованный. Забыв об «амбициях» и «позициях», СПбЭС сделал его в интересах и потребителя – крупного инвестора, и города, и… ОАО «Ленэнерго». Остается надеяться, что монополист не «кинет» наивную государственную сетевую компанию и грузовой терминал, «запамятовав» подписать договор. Поскольку тогда все начнется сначала.
Как стало известно редакции, грузовой терминал «Пулково» решил подождать, пока ОАО «Ленэнерго» не подпишет договор с ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети», снабжая себя до тех пор от аварийного дизель-генератора.