В Москве Бога нет, а в Питере он куда-то переехал

«Как-как ваша фамилия? Нескажу? Что значит «Не скажу»?» – такие вопросы Маргарите Николаевне Нескажу задают чуть ли не ежедневно. И в Петербурге полно людей, знакомых с такими проблемами не понаслышке. Достаточно сказать, что в Питере проживает 31 человек с фамилией Страх, 9 – Война, 3 – Шухер. Встречаются и более экстравагантные фамилии, например Попа и Пук. Что уж говорить о Мальчиках (16), Бабецах (7) и Мужиках (4). Обладателей части фамилий от ухмылок и насмешек вообще в состоянии спасти только по-другому поставленное ударение. Потому что паспортные данные этих людей скорее напоминают прозвища. Скажем, такие, как Гадина, Скотина, Крыса, Козел и даже Дубина (последних в городе, ни много ни мало, 126 человек).
Сложно устоять перед соблазном и не встретиться с обладателями столь экстравагантных ФИО.
Итак, Попа. Вообще-то эта фамилия молдавского происхождения, обозначающая «священник» и имеющая ударение на последнем слоге. Но наши соплеменники, конечно же, по привычке делают акцент на букву «о», что в корне меняет смысл... Думаете, Попы обижаются? Ничего подобного! «У меня никогда не возникало желания стать Петровой или Масловой! – утверждает Надежда Павловна. – И неправильное ударение меня совсем не злит. В крайнем случае, фамилию можно повторить два раза». «В школе даже интересно было, – подхватывает ее дочь. – Учителя из принципа часто к доске вызывали, и ребята, конечно, дразнились, но мне все равно нравилось. Редко, необычно. А в училище я для всех была «папой».
Пелагея Моисеевна Секрет оказалась человеком очень преклонного возраста – ей пошел 85-й год. Но на наши вопросы с радостью ответила ее дочь, Татьяна Ивановна, носившая мамину фамилию чуть ли не полжизни. «Пока мы жили в Харьковской области, все было нормально. Но стоило перебраться в Петербург, как наша семья стала объектом внимания. Особенные сложности возникали при работе в жилконторе. Звонит клиент и начинает скандалить. То ему не так и это не эдак. «Я буду жаловаться начальству, – строго заявляет он. – Как ваша фамилия?» – «Секрет», – отвечаю я. Поэтому я очень обрадовалась, когда после замужества мне удалось стать Ионовой. Просто Ионовой, которая может спокойно жить».
Куда Вера Григорьевна. Конечно же, на самом деле фамилия нашей героини звучит как Куда (с ударением на первый слог). Но об этом мало кто задумывается. И вопрос «Куда, куда вы удалились?» она слышит постоянно. Необычные истории случаются с Верой Григорьевной чуть ли не на каждом шагу. «Ехали мы в 1936 году на Камчатку, – рассказывает она. – Чтобы попасть на теплоход, нужно было целый месяц отмечаться. Стали выкрикивать фамилии: «Иванов!», «Сидоров!», «Куда!». Все тут же решили, что им задают вопрос, и давай чуть ли не хором отвечать: «Куда, куда? На Камчатку!» Или много лет спустя муж послал телеграмму и подписался: «Куда». «Странный вы какой-то, – сказали ему телеграфистки, – пишете текст, а потом спрашиваете: «куда?» И все-таки фамилия мне нравится и менять ее я не хочу. Мои дети и внуки, кстати, тоже».
Светлана Юрьевна Пойдем. «Когда я познакомилась с будущим мужем, – рассказывает она, – свою настоящую фамилию он долгое время не называл. Андрей тогда занимался туризмом, и друзья звали его «Побежим». Ну, мало ли, думала я, – кличка и кличка. А когда в первый раз увидела его пропуск, даже опешила. Потом подумала – а ведь оригинально. И мне даже понравилось, моя-то девичья очень длинная – Коробейникова».
Бог. Нам удалось найти координаты только одного обладателя (точнее обладательницы) этой редкой фамилии. Бог Ирины Вадимовны. Загвоздка заключалась в том, что отыскать ее по указанному адресу невозможно. «Бог здесь больше не живет», – ответили нам. Остается утешаться лишь тем, что в Москве людей со столь редкой фамилией нет вообще. Они отсутствуют как класс. А у нас все-таки есть хоть слабая, но надежда на присутствие Бога...
Так что, получив в подарок от родителей фамилию Пупкин, – не надо распускать нюни и жаловаться на судьбу. Во-первых, вас, дорогие Пупкины, в городе 2. (Не сотня, конечно же, но и не гордое одиночество.) Во-вторых, оба Пупкина долгожители – 90 и 94 года. А в-третьих, еще и не такое бывает.