Североатлантическая версия: Большой брат продолжает следить

<z>Слепой с глухим</z>
Увы, но завершившийся на днях в приграничном Пскове международный семинар, во время которого обсуждались перспективы расширения НАТО на восток, оставил больше вопросов, чем дал ответов. Организованный Комитетом по международным делам Совета Федерации РФ, Информационным бюро НАТО при посольстве Бельгии в Москве, а также Центром социального проектирования «Возрождение» (г. Псков) этот представительный форум предлагал собравшимся сообща выработать новую концепцию безопасности Старого Света. Однако диалог между российской стороной и ее новыми западными партнерами зачастую напоминал разговор глухого со слепым.
В течение двух дней высокие гости (среди них был и посол США в России г-н А. Вершбоу) обсуждали животрепещущие проблемы безопасности, но идеологические схемы времен холодной войны оказались непреодолимыми. И как следствие – недоумение председателя Комитета по иностранным делам верхней палаты Российского парламента Маргелова, который по окончании семинара вынужден был резюмировать: никто из представителей НАТО так и не сказал, почему в качестве гарантии безопасности они предлагают банальное продвижение их армий на восток? В условиях, когда четко обозначился новый враг – международный терроризм, никакая танковая армада не спасет от кучки фанатиков, захвативших пассажирский самолет.
Более определенно высказался в кулуарах семинара первый заместитель директора Российского института стратегических исследований Василий Кривохижа:
– Военная машина будет эффективно работать только в том случае, когда будет четко обозначен так называемый условный противник. Это аксиома. Поэтому заверения наших западных партнеров о том, что вступление стран Балтии в военный блок НАТО не несет России угрозы, воспримется с определенной долей скепсиса. В 2004 году на территории Польши будет развернута целая сеть станций радиолокационного слежения. По такому же принципу пошла и Латвия. Сейчас в 60 километрах от псковского участка российско-латвийской границы, в городке Резекне, также планируется начать строительство американской станции TPS-117. Что это, как не открытая угроза?
– Вступление в НАТО Эстонии и Латвии даст блоку возможность развернуть военную инфраструктуру, – поддержал эксперта полковник Владимир Никишин, заместитель начальника Международного договорного управления ГV международного отдела военного сотрудничества Министерства обороны РФ. – В том числе и оружие наступательного действия.
<z>Новые соратники</z>
К сожалению, эти опасения тоже не были услышаны. Так, представитель эстонской делегации, советник-посланник посольства ЭР в Москве г-н Юри Арусо, недоумевал в кулуарах: почему собравшиеся обсуждают то, что уже давно решено? И он был по-своему прав: уже через несколько недель в Праге на очередном саммите руководство НАТО должно было назвать страны, которые в ближайшие годы войдут в военный блок альянса. Ожидается, что среди кандидатов будет и Эстония.
«Нужно смотреть вперед. Искать новые формы сотрудничества», – завершил он свой короткий спич перед диктофоном корреспондента «Версии в Питере». Правда, ничего нового сам предлагать не торопился. Скорей всего, нужно предполагать, что независимая Эстония, войдя в блок, все свои шаги обязана будет согласовывать со своими старшими братьями по военному союзу. Отсюда, по всей видимости, и сарказм Сергея Солодовника – одного из участников семинара, ведущего научного сотрудника Центра международных исследований МГИМО МИД РФ, который в полемическом пылу высказал мысль о том, что теперь все будет так, как решат в Белом доме.
Отбросив в сторону эмоциональную составляющую его реплики, нельзя не заметить и еще одну проблему, которая также довольно четко обозначилась на семинаре. Разбухшая как на дрожжах военно-идеологическая машина альянса уже начинает буксовать и не способна адекватно решать новые задачи безопасности. В первую очередь имеется в виду терроризм и отсутствие каких бы то ни было оптимальных рецептов по борьбе с ним. Это поняли уже в Америке. И тому есть ряд экономических и идеологических причин. К числу первых можно отнести тот факт, что страны Западной Европы уже плохо слушаются хозяйского голоса из-за океана. Инцидент с недавним осуждением ведения открытых боевых действий в Ираке лишний раз это продемонстрировал. Понять, почему прежнее единство оказалось нарушенным, можно легко: экономически Европа сейчас не менее сильна, чем Штаты. Отсюда такое пристальное внимание администрации Буша к новым партнерам. Которые уже точно не сумеют вырваться из крепких дружеских объятий новых союзников. Поэтому молчала Эстония, вяло реагировали на упреки российской стороны представители Латвии и Литвы. Российские же эксперты наоборот – не лезли за словом в карман. Почему, например, вопрошали они, НАТО готов принять в свои ряды государства, имеющие территориальные претензии к России? Не секрет, что многие высокопоставленные политики в Латвии продолжают считать Пыталовский район Псковской области своей территорией; Эстония по-прежнему претендует на Старый Изборск и соседствующие с ним Печоры, не говоря уже об Ивангороде Ленинградской области.
<z>«Серая зона»</z>
Другим веским аргументом стала реплика представителей Минобороны РФ, которые убеждены, что новые члены блока, не имея никаких обязательств перед Россией, могут стать так называемой «серой зоной». Другими словами, абсолютно неконтролируемой территорией, где можно разместить в том числе и ракеты средней дальности. И тревожным сигналом прозвучало в этой связи то, что до сих пор, по словам того же сенатора Михаила Маргелова, между странами Балтии и Россией нет нормальных добрососедских отношений. Увы, но наши эстонские соседи продолжают обсуждать тему «советской оккупации». При этом они как бы делают вид, что ничего не знают о том, что на настоящий момент более 5 тысяч жителей приграничного Печорского района имеют синие эстонские паспорта. По мнению Михаила Витальевича, это недопустимо.
– Пора покончить с этим атавизмом холодной войны и понять, что наши отношения могут быть холодными и рассудочными, а не эмоциональными и крикливыми.
И все-таки, как бы того ни хотели адепты холодной войны, но мир меняется. И как следствие – многие политики уже не смотрят на Североатлантический блок как на панацею от всех напастей. Многообещающе в этой связи прозвучала информация о том, что американцы очень осторожно, пока на уровне экспертного сообщества, но уже обсуждают с Россией модель нового военного союза в центральной Азии. Предполагается, что в него смогут войти также Индия, Турция, обновленный Иран. Тот факт, что такое обсуждение идет сверху, – серьезный показатель. На сегодняшний момент уже достигнут поразительный уровень взаимоотношений. Ведется обмен разведывательной информацией с американцам по части обеспечения безопасности на южных рубежах сообщества; оперативно, с учетом интересов обеих сторон решаются проблемы по Грузии. Россия значительно продвинулась в создании юридической базы для отношений с НАТО. И все-таки факт механического расширения альянса на восток внушает опасения. Если не сказать больше.
Тем не менее не все так хмуро на западных границах России. Касаясь взаимоотношений между Россией и НАТО, тот же самый Михаил Маргелов заметил на итоговой пресс-конференции, что уже сам факт того, что участники встречи в Пскове имеют возможность открыто высказать диаметрально противоположные позиции, говорит о позитивных изменениях в наших взаимоотношениях. И в контексте этой реплики вполне логичным можно считать его предложение сделать проведение в Пскове аналогичных семинаров традицией.
– Пусть мы не решим все проблемы, но то, что мы эти проблемы обсуждаем, – уже важно, – высказал свою позицию сенатор. – Единственным положительным моментом может стать то, что в ближайшие годы нашими соседями станут страны, входящие в блок НАТО, а не в «Талибан», – подвел он своеобразный итог семинара. Как тут не вспомнить Антона Павловича? Если жена изменила тебе, то радуйся, что она не изменила Отечеству. Слабоватое утешение, но, по всей видимости, пока Запад ничего большего предложить России не может.

P. S. Как стало известно, Псков в ближайшем будущем станет местом еще одной представительной международной встречи. Ожидается, что в начале следующего года здесь пройдет семинар на тему «Реформа армии и соблюдение прав человека». Ожидается, что в нем примет участие и г-н Хавьер Солано.