За наезд ответил

Казалось бы, выгода неоспорима, как для страхователя, так и для жертвы его умения ездить...
Однако если положение, образовавшееся с введением нового Административного кодекса, так и не изменится, то страхование автогражданской ответственности (АГО), которое должно стать поголовным с лета следующего года, рискует превратиться в такое же абсурдное мероприятие, как и выращивание кукурузы за Полярным кругом.
В начале осени этот вопрос снова обсуждали в Петербурге на семинаре с участием страховщиков, сотрудников ГАИ и прочих заинтересованных лиц. Стоит отметить, обе столицы выступают единым фронтом за изменения в законодательстве и в механизмах его исполнения. К сожалению, время идет, но ничего не меняется…
<z>Добровольные страдания</z>
В Санкт-Петербурге ежедневно происходит до трехсот дорожно-транспортных происшествий. Об этом свидетельствует официальная статистика. На самом же деле, регистрируется лишь половина всех столкновений. Участники второй попросту разъезжаются, договорившись между собой. Ведь ожидание инспектора ГАИ, прибывающего к месту аварии через два, а то и четыре часа, и последующее оформление документов в участке может занять практически весь день. Так что желающих разобраться в официальном порядке не так чтобы много. В случае же если у виновника есть страховка АГО, которую пока приобретают добровольно, волей-неволей приходится выносить на себе все тяготы формальных процедур для того, чтобы потом представить страховщику документы, подтверждающие картину происшествия. Не будет же страховая компания расставаться с деньгами, веря на слово.
Все это было бы терпимо, если бы не возникло еще одно бедствие в виде нового Административного кодекса, согласно которому дела по ДТП теперь прямехонько отправляются из ГАИ в суд. А уж о том, какая у нас расторопная судебная система, можно не распространяться. Именно по этой причине на питерских улицах возродился мордобой. Понимая, что денег в случае судебной тяжбы скоро не видать, потерпевшие предпочитают, мягко говоря, давать неофициальный ход делу. По словам сотрудника независимой Службы аварийных комиссаров «КРЕОТОН» Олега Врублевского, теперь физической охране приходится гораздо чаще выезжать на защиту клиентов. Так же, как это было в сложный период конца 90-х.
<z>Участь страховщика</z>
Самих же страховщиков ситуация заставила поделиться на два лагеря. Одни прекратили выплаты до суда. Другие продолжили выплачивать компенсацию, не дожидаясь судебных решений, для того чтобы сохранить престиж и клиентуру, – ведь человека вряд ли соблазнит перспектива обивать пороги судебных инстанций. Однако стоит оговориться, некоторые страховщики действуют избирательно, стараясь угодить лишь очень важным персонам – в простонародье випам.
Тем не менее все далеко не так просто. Пока не ясно, признают ли налоговики досудебные выплаты законными. И подлежат ли они налогообложению. Позиция налоговой инспекции до сих пор тайна за семью печатями, и это несмотря на то, что проблема муссируется с июня.
В результате страховщики вынуждены выбирать: или терять клиентов, или на свой страх и риск производить выплаты, игнорируя проблемы с налогообложением. Какое из этих двух зол меньшее – большой вопрос.
<z>Обязательный абсурд</z>
На этом фоне введение в июле следующего года закона об обязательном страховании автогражданской ответственности может стать очередным фарсом. Если сейчас фиксируется лишь половина столкновений, то при введении обязаловки все ДТП придется регистрировать в ГАИ и рассматривать в суде. Значит, судьи рискуют зарыться в грудах бумаг, хотя и говорится о том, что подобные дела будут решаться оперативно – как административные правонарушения. Но, к примеру, только в Петербурге происходит от 6 до 10 тысяч ДТП ежемесячно. Цифра внушительная, не правда ли?
Поделился своими опасениями насчет технических возможностей своего ведомства и глава ГАИ МВД РФ Владимир Федоров. Госавтоинспекция действительно не готова действовать в новых условиях. Проще говоря, ждать инспектора придется до посинения. Так что, похоже, механизм исполнения новоиспеченного закона может заглохнуть уже на первых оборотах.
<z>Досадные нюансы</z>
Плюс ко всему не решены и другие, менее масштабные, вопросы. К примеру, до сих пор не определены тарифы, то есть те цены, по которым клиенты будут платить страховщикам. Если говорить о Петербурге, то пока оперируют приблизительными суммами, в районе 60–80 долларов.
Также известно, что чем больше водительский стаж, тем меньшую сумму автовладелец платит за страховку. Однако при смене прав водительский стаж во многих новых удостоверениях не указывался. И единственным документом, его подтверждающим, может стать справка, полученная по окончании автошколы. Если даже она и сохранилась на руках, то формальной юридической силы не имеет. Как быть в подобных случаях? Ответа на этот вопрос тоже пока не существует...
В кулуарах Госавтоинспекции недовольны еще и тем, что с 1 января 2004 года в отношении водителей, не застраховавших свою гражданскую ответственность, будут применяться штрафные санкции, и контроль опять возложат на ГАИ. А это дополнительный стимул для возникновения взяточничества на местах.
<z>Европейский протокол</z>
Пожалуй, наиболее рациональным выходом из положения могло бы стать введение так называемого европейского протокола. Согласно этой схеме, между прочим, существующей на Западе десятки лет, разбор мелких ДТП происходит без привлечения сил автоинспекции и судов. К слову, более половины всех столкновений на дорогах являются как раз таки мелкими, где сумма ущерба составляет менее 500 долларов. Согласно европейскому протоколу, виновность в таких мелких стычках устанавливают страховщики, представители которых приезжают защищать права участников ДТП. Сейчас о необходимости протокола активно дискутируют и страховые компании, и службы аварийных комиссаров, выезжающие на места происшествия от страховщика. Что и говорить – идет активное лобби. Однако, несмотря на всеобщую поддержку, в том числе со стороны ГАИ, почувствовавшей все выгоды такого нововведения, говорить о реальных шагах на пути создания документа до сих пор тоже не приходится.
<z>Волокита или навар?</z>
Вполне вероятно, отсутствие цивилизованных правил автогражданского страхования есть временный недостаток, и объясняется он хронической для наших краев волокитой. Однако есть и другая версия, согласно которой кое-кто протащил закон и заинтересован в его неумолимом приближении, несмотря даже на отсутствие механизмов исполнения. Автогражданка, как показывает мировой опыт, в первые два года после своего появления приносит страховщику крупный барыш, затем, однако, становится убыточной, поскольку объемы выплат повышаются прямо пропорционально крепнущей грамотности населения.
Итак, сборы российских страховщиков в этом секторе составят 600–700 млн. долларов в год. За первые два года, пусть даже с учетом различных отчислений, можно накопить весьма и весьма значительный капитал. Некоторые страховщики склоняются к мысли, что компании, первыми оказавшиеся на старте, резко рванув, столь же резко отойдут в сторону, когда повальное страхование стихнет и финансовые потоки иссякнут. Подозревают, что финансовые круги стали двигать закон в жизнь, заранее изобретя схемы оперативного ухода с рынка. Таким образом, закон может заставить наше общество развернуться лицом к цивилизации, но с другой – вероятно, может это лицо очередной раз расквасить.