Церетели – наше всё

В минувший понедельник в Музее Пушкина открылась выставка неоднозначной личности – академика и президента Российской академии художеств, члена-корреспондента Французской академии изящных искусств Зураба Церетели – под названием «Тифлис глазами Пушкина». Вводка к событию столь же витиевата, сколь велики по масштабам творения скульптора.
На пресс-конференции – дифирамбы и приветственные речи. С задних рядов – ехидные подколки оппозиционно настроенной интеллигенции. Сидевший рядом с Церетели бывший живописец, а ныне придворный апологет члена всевозможных академий, превозносил до небес заслуги патрона. Особо всех поразила фраза, что у Зураба Константиновича очень насыщенный график: каждый день он встает в семь утра и до одиннадцати пишет одну картину... Вот это плодовитость!
Итак, Пушкин и Церетели. Экспозиция состоит из пары десятков рельефов, в основном выполненных в бронзе. Хотя есть и масло, и шелкография. Сюжеты – бытовые картинки на темы: крещение, свадьба, рынок, бани. Кстати, один и тот же эпизод бань растиражирован в нескольких фактурах. Произведения датированы 1998 годом, и создается ощущение, что создавались они по другому поводу, а объединены были Пушкиным по случаю. Честно признаться, если бы перед этим не объяснили, в чем дело, никогда бы не подумала, что над экспозицией витает дух Пушкина.
Что касается организационной, а не творческой деятельности академика, то вопросы больше крутились вокруг будущих музеев современного искусства, которые пропагандирует Церетели. Кроме того, скульптор полон планов по поводу 300-летия Санкт-Петербурга и подарков своих «нетленок». Однако выясняется, что это все планы мастера, а город пока конкретно ничего не говорит. Так что можно спать спокойно, дорогие граждане.