Турье мое. Кому грозит туризм с человеческим лицом

К тому же неумолимо надвигается пресловутое 300-летие. Памятники срочно одевают в «леса», прорехи в пейзаже латают, VIP-гостиницы плодятся как грибы после дождя, не оставляя места для добротных и не очень дорогих, доступных простому смертному. Ждем вала туристов и как всегда думаем, что Запад нам поможет...
«Версия в Питере» предлагает взглянуть на всеобщую эйфорию и потенциальный бум туризма трезвым взглядом, основанным на фактах.
<z>«Руссо туристо» –
не птица...</z>
Есть такое понятие – внутренний туризм. Отдых в пансионатах и санаториях, путешествия по «Золотому кольцу», школьные экскурсии на каникулах в Москву и Ленинград для любого обитателя постсоветского пространства – приятное воспоминание. В общем, это когда «наши» отдыхают на наших же бескрайних просторах. По утверждениям фирм, занимающихся приемом российских туристов в Петербурге, этот Новый год «пролетел». Россияне не смогли позволить себе роскошь съездить в Питер. Постоянный контингент не покупает путевки, сказалось подорожание железнодорожных билетов, отмена льгот для школьников, рост цен в гостиницах. По стоимости теперь путевка сопоставима с недельной поездкой за рубеж. Один день тура (с программой, гидом, транспортом и проживанием), обходится от 350 рублей и выше. А стандартная поездка, как правило, состоит из пяти-шести дней плюс дорога.
Но и нынешние цены, возможно, еще не предел. Дело в том, что после 10 февраля для малого турбизнеса могут настать тяжелые времена. В связи со вступлением в силу нового закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» турфирмы оказались на перепутье. Раньше им необходимо было получать единую лицензию на международную туристическую деятельность, теперь же вводят положение (еще не утвержденное), по которому появляются отдельные лицензии на операторскую работу и агентскую.
Как правило, специалисты занимаются и тем, и другим понемножку: разрабатывают туры как операторы и продают путевки как агенты. Значит, теперь покупать сразу две лицензии. А это затраты по 1300 рублей за каждую, плюс новый сертификат по цене 8 тысяч рублей, новые бланки с реквизитами и вытекающие отсюда бюрократические последствия. Кроме того, отныне в туроператорских компаниях 30 процентов сотрудников должны иметь туристское образование, а тем паче руководитель (у него плюс ко всему профильный стаж должен быть не менее 5 лет). Для турагенств цифра снижается до 20 процентов. Притом что профильных специалистов по туризму в России начали готовить лишь лет 5 назад, а значит, условие зачастую просто невыполнимо.
Все бы ничего, нам не привыкать, как-нибудь выкрутимся (подготовим 29 бумажек по всем пунктам, заверим каждый лист у нотариуса), да только вот механизм замены лицензий Минэкономразвития РФ до сих пор не определил. Времени осталось всего-ничего, и во что выльется массовое и ускоренное перелицензирование, можно себе представить. А отказ в лицензировании вы можете получить по банальной причине – неправильно составлен пакет документов, и до свидания...
В Петербурге около 700 туристических фирм. Возможно, что большей части из них 11 февраля придется повесить замок на дверь, дабы не быть привлеченными по закону за работу без лицензии. А пока все ждут, может быть, буря пройдет мимо, и утверждение положения отложат. На этом фоне даже не поднимается вопрос о том, что ранее купленные лицензии у многих не истекли, следовательно, получается, что совершенно осознанно с них дерут две шкуры.
Правда, многие представители турфирм высказывают предположения, что просто идет передел туристического рынка. За всеми этими событиями проглядывает стремление крупных фирм подмять под себя мелкие. Причина обострения отношений в том, что последнее время в сервисе произошел перекос – многие клиенты предпочитают обращаться к малым фирмам, где создают индивидуальные туры, по желанию внесут изменения в программу и даже сменят гида. Чуть подороже, зато по-людски. Поточная деятельность больших фирм со стандартными турами перестала привлекать. Мобильность и закон «клиент всегда прав» сыграли свою роль.
<z>...А гид – не человек</z>
Но лицензирование – лишь одна часть проблемы. Другая сторона – кадры.
В сентябре была велика опасность забастовки гидов-переводчиков. И не где-нибудь, а в бывшем флагмане советского турбизнеса – Интуристе. Причина банальна – невыплата заработной платы. Тогда дело замяли, выплатив часть задолженности. Самые вкусные месяцы, с мая по сентябрь, по словам переводчиков, как правило, не оплачиваются вовсе. Свои действия представители питерского филиала аргументируют тем, что «Москва денег не дает».
Условия работы гида-переводчика, с точки зрения социальной защищенности, абсолютно нулевые – трудовые книжки годами пылятся в столах без записей. Так как почти все гиды, в лучшем случае, подписывают договор на сезон, а как правило – на одну группу. Второй экземпляр договора на руки не выдается, бегай потом по судам со свидетелями и доказывай, что честно отработал свои кровные. Интуристу по привычке пока не отказывают в услугах, но постепенно профессионалы уходят в более оплачиваемые места. А что делать? Гид человек смирный, интеллигентный и образованный, как правило женщины. Не в драку же лезть, в самом деле.
<z>Битва за японцев</z>
Кто не изменяет бывшему монополисту, так это представители Страны восходящего солнца. Именно за это и страдают. Японцы, в хорошем смысле, привязчивы и консервативны в своих привычках, и за отдых хорошо платят. В общем, принимать японцев – отхватить лакомый кусочек. Этот рынок очень узок и специфичен. Кроме того, хороших переводчиков-японистов в городе наберется не больше трех десятков, понимающих психологию, специфику восприятия нации и обладающих достаточной палитрой языка.
В Петербурге японцы доверяют фирмам «Тумлара», «Ника», пока еще и Интуристу. По словам одного из профи-переводчиков, в сложившейся ситуации мы рискуем лишиться большей части японских туристов. Сервис, знаете ли, хромает. Дело в том, что по причине ухода хороших гидов как рабочую силу используют студентов востфака, еще не имеющих достаточной языковой базы. К тому же с этого года прямой рейс на Санкт-Петербург сняли, и восточным туристам теперь волей-неволей приходится заезжать в Первопрестольную, а оттуда уже следовать на берега Невы. Поэтому заказ на нашего переводчика иногда беспричинно снимают и присылают с группой московского гида, который ведет подстрочный (далеко не художественный) перевод слов русского экскурсовода. Особым знанием нашего города москвичи, естественно, не отличаются. Кроме того, экзамен на знания основных музеев, как наши гиды, не сдают. Немаловажный факт: ценник москвича 120 долларов в день, а питерца – 40, выгода налицо, но...
Технические трудности, типа отсутствия автобуса, доводят принципиальных гостей чуть ли не до харакири. Мало того, с группой всегда бывает свой руководитель, который знает все пункты программы заранее, и если, не дай бог, что-то поменяется (допустим, ресторан), может закатиться такой скандал... А потерять лицо перед соотечественниками для японского руководителя невыносимо. Вот такой сервис, доводящий до нервных срывов.
<z>Официальные источники утверждают, что сегодня туризм в Петербурге – стабильно развивающаяся, высокоэффективная отрасль экономики. Однако, по оценкам специалистов-практиков, уровень роста – это лишь стандартная инерция поезда, катящегося с горы. Потому что Санкт-Петербург – сам по себе город, который не может не привлечь в силу своей непо-вторимости. Несмотря на то, что находится он в ужасно запущенном состоянии, о чем говорят многие туроператоры. При правильном использовании мы могли бы довести его до уровня европейских городов-памятников. Тот же поток туристов, ежегодно устремляющийся в Прагу, Варшаву и прочие европейские туристические центры, превосходит питер-ский в 5–6 раз. </z>