Лыжи-палки, сотка «баков»

В одной из школ Питера, среднестатистическом учебном заведении, не хватающем звезд с небес, произошел единичный, но показательный случай. В прошлом году одному из учеников поставили двойку по физкультуре в 3-й четверти, причина – отсутствие лыж. В этом году история обещает повториться.
Прошли те золотые времена, когда школа предоставляла сию амуницию. Пусть старые и деревянные, но лыжи; пусть ботинки 45-го размера, которые надевали с тремя носками, чтобы случайно не вылететь из них при крутом вираже, но все же... Вроде бы, что может быть банальнее этой ситуации. Родители, не «жмитесь», купите чаду лыжи! И инцидент будет благополучно исчерпан – вам спокойнее, ребенку полезнее. А если призадуматься, то во сколько может обойтись такая школьная экипировка, и каковы ее последствия для бюджета средней семьи?
«Версия в Питере» провела небольшое исследование рынка спортивных товаров – выяснилось, что средний лыжный комплект для подростка обойдется никак не меньше чем в 1500 рублей.
Отечественные Импортные (минимально)
Лыжи 380 – 680 руб. 30 у.е.
Палки 150–170 руб. 9 у.е.
Крепления 100–150 руб. 20 у.е.
Ботинки 475–670 руб. 30 у.е.
Итого 1105–1670 руб. 89 у.е.
Такое единовременное вливание, положа руку на сердце, может оказаться не всем по карману. Тем более что дети имеют способность быстро расти. Так что на следующий год, очень может быть, снова придется вложиться. Лыжи длиной 140 см. и ботинки 32-го размера будут уже малы вашему постреленку.
И что, в очередной раз крякнем, затянем потуже пояса, да отстегнем любимому чаду, чтобы училось вольготнее? Тем не менее бюджет у многих рассчитан тика в тику, живем-то не хуже других, а лыжи, раз в год, могут выбить из колеи кого угодно. Или пойти на принцип? Вопрос в том, встанет ли в случае отказа закон на вашу сторону.
Лыжная палка о двух концах
С одной стороны, отдавая ребенка в школу, мы в той или иной степени берем на себя материальное обеспечение его полноценного участия в учебном процессе. Ведь покупаем же мы ему, к примеру, ранец, тетради, ручки, карандаши и одежду, чтобы выглядел не хуже других. И в чем-то даже можем согласиться с постоянно собираемыми суммами на ремонт школы, прекрасно осознавая, что бюджетных средств хватит, разве что, на «косметику». А кому захочется, чтобы ребенок по шесть-семь часов в день проводил в здании, где ему на голову запросто может рухнуть кусок штукатурки? А что делать, посмеиваемся и принимаем как факт, опасаясь, что любая активность отразится на учебе и психике детей. Но как определить, где заканчиваются рамки постоянных поборов и оправданных вымогательств под святым знаменем детского благополучия?
К примеру, в одной из школ дети проходят географию по строго определенному учебнику ценой в 70 рублей. Книга сама по себе, может, и неплоха, если не учитывать тот факт, что в библиотеке ее нет, а преподаватель состоит в дружеских отношениях с автором учебника. А значит, обязуя учеников тратить деньги родителей, просто делает тиражи товарищу.
В другом учебном заведении директор «на голубом глазу» сообщила родителям, что пора сдавать деньги на компьютеры, так как начинается курс информатики. И это несмотря на то, что городом постоянно выделяются средства на техническое оснащение компьютерных классов.
Можно ведь пойти и дальше и предположить, что в ситуации, когда, к примеру, курс информатики станет обязательным предметом, с каждого ученика могут потребовать ноутбук. Ситуация, возможно, доведенная до абсурда, но ведь предела суммы покупки инвентаря мы не знаем.
<z>Комментарий</z>
<z>Мнение завуча одной из школ Санкт-Петербурга</z>
В нашей школе лыжную подготовку отменили несколько лет назад. Сделано это было по инициативе педагогического коллектива, так как для родителей это совершенно не оправданные затраты. Подумайте сами, при нашей погоде за четверть раза 3–4 выйдешь на лыжах, и до следующего сезона.
В принципе, при такой ситуации нужно писать заявление на имя директора, что в силу объективных причин (допустим, отсутствия лыж и средств на их приобретение) прошу освободить ребенка от этих занятий. С указанием, что ответственность за жизнь и здоровье ученика в эти часы вы берете на себя.
<z>Комментарий</z>
<z>Елена Топильская, адвокат</z>
Государством декларирована общедоступность и бесплатность начального и среднего образования. Что касается конкретного случая, то ст. 5 «Закона об образовании» гласит, что каждому гражданину РФ гарантируется возможность получения образования независимо от имущественного положения. Если для оценки знания учащихся требуется дополнительный и дорогостоящий инвентарь, то школа должна его предо-ставить.
Правда, существует Устав школы, который родители должны выполнять, но он не может противоречить Закону.
<z>Комментарий</z>
<z>Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга</z>
Из-за отсутствия лыж двойку поставить не могут по «Закону об образовании». Оценка ставиться за знания, а не за наличие инвентаря. В физкультуре знания – это нормативы. А в соответствии с ними преподаватель бег на лыжах может заменить кроссом, поскольку это норматив на выносливость.
Базисная программа образования допускает различные варианты исходя из соответствия материально-технической базы школы данному предмету, особенностей климата и прочее. На основе этого и составляются учебные планы. Что касается физкультуры, то нормативы по этому предмету сейчас находятся в стадии пересмотра, поскольку много ослабленных детей.
Кроме того, любую проблему всегда можно решить беседой с директором или заведующим РОНО. Существует и специальная Инспекция при Комитете по образованию для разбора подобного рода конфликтов. На наш взгляд, описанный случай, скорее всего, является следствием не отсутствия у ребенка инвентаря, а его конфликтом с педагогом, который вылился в такую форму.
Что же касается приведенной в качестве примера ситуации с компьютерами, то включение в программу дополнительных предметов, требующих немалых вложений со стороны родителей, может произойти по решению большинства членов родительского комитета или попечительского совета школы, когда таковой есть. Если они готовы вкладывать большие средства в обучение детей, то школа может это только приветствовать.