Таможенная арифметика

Современным любителям поживиться за счет государства теперь совсем не обязательно прибегать к лому-топору и «контрабасу». Нынешние таможенные преступления – это четко продуманный и обкатанный алгоритм со всеми предварительно оговоренными константами. Неожиданностей быть не может, так как времена махровой преступности канули в Лету.
<z>Как вы фирму назовете…</z>
К примеру, некая фирма под символическим названием «Этап» проводила операцию по экспорту леса. Одного раза вполне хватило, чтобы приобрести две тысячи долларов на заграничном счету в обход государства. Так, периодически создавая фирму за фирмой по поддельным документам, благо это нетрудно, можно неплохо поживиться. Вот и получается, что невозвращение валютной выручки – «модное» административное нарушение.
При экспорте товара схема элементарна, и по большей части основана на дырах в законодательстве. По закону доход в валюте от любой экспортной сделки должен поступать на счет в уполномоченный банк на территории РФ. Часть валюты юридическое лицо продает государству по курсу ЦБ. Таким образом пополняются валютные запасы страны и осуществляется контроль за накоплениями.
Вы крадете или берете утерянный паспорт, на этот документ регистрируется фирма и создается юридическое лицо. От него осуществляется отправка груза (леса или пиломатериалов). Далее выдаете доверенность специалисту-посреднику задекларировать товар. Лес ушел за кордон, а «серый кардинал» испарился за цепочкой подставных фирм.
Спустя 90 дней, оговоренных законом, выручка должна прийти в банк. А там фьють… Банк информирует ГТК, что валютная выручка к нам на счета не приходила. В процессе проверки выясняется, что найти злополучного отправителя невозможно. Истинные хозяева паспортов слыхом ничего не слыхивали об афере. Доверенное лицо, которое занималось декларацией, тоже ничего не расскажет. Кто-то подошел и предложил заключить договор, то ли Петя, то ли Вася, а дальше… моя хата с краю.
Можно предположить, что валюта по договоренности с западным покупателем уходит куда-то на заграничный счет.
Зная меру, в пределах 20 тыс. долларов абсолютно безнаказанно можно кидать такие партии за границу. На уголовное дело не тянет, а штраф... Что возьмешь с юридического лица, у которого уставной капитал – шкаф да стул. Понятно, что все суммы от продаж, оставленные за кордоном, – это информация постфактум для размышления о наших валютных убытках, а они исчисляются в общем сотнями тысяч долларов в год.
<z>«Люминий» грузим</z>
По закону таможенная пошлина взимается с сырья, но не с изделия. Не так давно пытались вывезти необычным образом груз алюминия. Изготовили некую отливку и обозвали эти болванки опорами. Были предоставлены документы, подтверждающие их назначение. В данный момент привлекаются специалисты различного профиля (конструкторы, металлурги), чтобы доказать их нефункциональность как изделий.
Для снижения затрат часть товара утаивают и не декларируют. Сделать это не трудно, главное знать, где соломки подстелить. Учитывается то, что в порт Санкт-Петербурга ежедневно приходит около 10–15, в зависимости от условий навигации и времени года, судов. Они выплевывают одновременно несколько тысяч контейнеров, соответственно несколько сот деклараций ежедневно. Стопроцентно все контейнеры досмотреть невозможно. Из этого потока вычленяют «группу риска», наиболее экономически выгодные товары, которые и проверяют. Понятно, что при заинтересованном участии некоторых должностных лиц что-то проходит мимо. Когда «такса» за контейнер доходит до 5 тысяч долларов, есть смысл рискнуть.
<z>Цып-цып-цып...</z>
Один из прошлых шедевров, уже вошедших в антологию, это история с пятью пароходами мясопродуктов по 8 тысяч тонн каждый. Груз приняли на Балтийской таможне, перевалили на машины и повезли во внутреннюю таможню. Естественно, это была Москва. Через несколько дней «ножки буша» в Москву не явились, а растворились где-то по дороге. При проверке транспортного средства через ГИБДД оказалось, что номерной знак принадлежал легковому автомобилю, зарегистрированному на физическое лицо. Начинают проверять человека, который приходил с документами на оформление внутренней таможни, а товарищ уж полтора года как усоп во Пскове. Таким же образом не раз рас-творялись алкоголь и табачные изделия, которые шли транзитом через внутреннюю таможню. Смысл акции – уход от таможенных платежей.
Набор вариантов очень широкий. В той же Германии может быть создана фирма нашими эмигрантами, которые будут готовить при экспорте товара документы с недостоверными сведениями о стоимости, либо наименовании товара. Или сюда поступают нормальные документы, а фальсифицируются они уже на месте. Что опять же уменьшает таможенные платежи.
В прошлом году отделом таможенных расследований Балтийской таможни было зарегистрировано порядка 5 тысяч административных правонарушений разного плана и характера. Отмечают, что эволюция контрабанды претерпела существенные изменения, сейчас антиквариатом особо не балуются, как в 90-е, когда две армянские семьи, выезжая на постоянное место жительства, везли целый контейнер с милыми сердцу безделушками. Затем пошли цветные металлы, медь. Осенью прошлого года была задержана большая партия контрабандных сигарет, которые пытались провезти в фанерных листах, еще один случай – это тайник сигарет «West» в фуре-рефрижераторе, товар был задекларирован как «мебель и фурнитура».
Кстати, именно после подобных дел братские немецкие службы начали воспринимать сотрудничество между таможнями как серьезное и функциональное. А не только как возможность погостить и порыбачить.
<z>Вопрос формы и содержания</z>
Процесс стабилизации намечается во всем, отмечает начальник отдела таможенных расследований Балтий-ской таможни Константин Тимохин. Фирмы, ранее промышляющие легким воровством, стали на более или менее легальные рельсы. При совершении неправомерных действий аналитики-мошенники вполне отдают себе отчет о возможном возмездии. Если украсть – то по малому, чтобы не залететь под уголовное дело, а отделаться лишь легким испугом и административным взысканием. Тем более что порог, переводящий нарушителя в категорию подозреваемого, две тысячи МРОТ, позволяет разгуляться. Поэтому периодический «черный» доход в 3–5 тысяч долларов оказывается неплохим вливанием.
Как сообщает пресс-служба Северо-Западного таможенного управления, единичные случаи провоза того или иного контрабандного товара по земле отличаются особой виртуозностью. Не так давно на таможенном переходе «Мамоновский» Багратионовской таможни изъяли 15 килограммов янтаря-сырца, запрятанного в бензобаке машины. Предприимчивый владелец «Опеля» пытался вывезти его за границу. 4 марта этого года сотрудники Домодедовской таможни в тюках с детскими игрушками и одеждой из Турции обнаружили ювелирные изделия из желтого и белого металлов, общим весом опять же 15 килограммов.