Православные всех стран! Объединяйтесь!

<z>Кто есть кто</z>
Одним из поводов к диалогу стало «Братское послание», направленное в октябре 2001 года патриархом Алексием II в адрес руководства Русской православной церкви за границей. В котором, в частности, говорилось, что если РПЦЗ настаивает на покаянии Московской патриархии, как непременном условии сближения двух церквей, то такое покаяние должно стать обоюдным.
О необходимости выработки некой модели признания друг друга обеими церквями говорилось и на приеме, устроенном в ноябре 2001 года президентом России. Совещание проходило в здании российского посольства в Вашингтоне. Тогда же митрополит Лавр получил личное приглашение Владимира Путина посетить Москву. В преддверии соединения двух церквей-сестер мы публикуем краткую историческую справку, отражающую основные этапы биографии РПЦЗ.
Вскоре после отречения от престола русского царя Николая II в храме Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Поместного собора Русской православной церкви. Главной целью собора, по замыслу его устроителей, было предотвращение духовного падения России. Председательствовал на соборе будущий Патриарх Всея Руси – Тихон. В это время на улицах Москвы шла стрельба. Интронизация Патриарха проходила в поврежденном обстрелами Успенском соборе Кремля. В своей речи Тихон сказал: «Господи, сыны российские оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, стреляли по храмовым и кремлевским святыням, избивали священников Твоих». Чуть позже Тихон предал комиссаров анафеме. А в 1918 году обратился к Совнаркому с обличительным посланием, в котором привел огромный список преступлений, совершенных Советской властью.
<z>Братоубийственная война</z>
В том же 1918 году в Сибири было образовано Временное Высшее церковное управление (ВВЦУ). После разгрома войск Колчака некоторые его члены эмигрировали в Шанхай и Харбин. Тогда, дабы исключить всякие контакты теперь уже зарубежного клира с российским, некоторые из русских батюшек были отданы под надзор своих прихожан, которые в случае недонесения стали бы отвечать вместе с ними как соучастники.
Создание в феврале 1919 года ВВЦУ на юго-востоке России было связано с докладом протопресвитера военного и морского духовенства отца Георгия Шавельского главнокомандующему вооруженных сил Юга России генералу Деникину о необходимости организации высшей церковной власти. Деникин, в свою очередь, подписал письмо на имя архиепископа Донского Митрофана, в котором просил созвать совещание епископов на занятых Добровольческой армией территориях.
После поражения войск Деникина и эвакуации в Константинополь члены ВВЦУ юго-востока России немедленно приступили к созданию православных епархий за рубежом. Каноническим основанием к этому послужил указ Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года, где говорилось о самостоятельном управлении епархий, оказавшихся вне общения с Синодом и Патриархом. Параграф 2-й данного указа гласил: «В случае если епархия вследствие передвижения фронтов, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само церковное управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий».
В 1920 году был созван первый Архиерейский собор, переименовавший ВВЦУ Юга России в «Высшее русское церковное управление за границей» (ВРЦУ), и избравший Архиерейский синод во главе с митрополитом Антонием Храповицким. В 1921 году по приглашению Сербского патриарха Димитрия ВРЦУ переехало в Югославию, где на своем заседании от 19 апреля 1921 года постановило созвать Первый заграничный русский церковный собор для «объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности». К этому времени православные епархиальные округа существовали уже в тридцати странах мира, включая Северную Америку, Англию, Японию, Китай и Африку.
В ноябре 1921 года в югославском городе Сремские Карловцы состоялся «Всезаграничный русский церковный собор». Среди документов Собора особое значение имело «Послание чадам Русской православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим». Чуть позже ВРЦУ было преобразовано во Временный священный архиерейский синод Русской православной церкви за границей.
<z>Вторая мировая</z>
Датой начала Второй мировой войны принято считать 1 сентября 1939 года. Через полтора месяца Архиерейский синод РПЦЗ, находившийся в Белграде, оказался на оккупированной территории. В связи с чем встал вопрос об отношениях с германскими оккупационными властями. Митрополит Анастасий, сменивший на посту главы РПЦЗ скончавшегося в 1936 году митрополита Антония Храповицкого, послал своих представителей в гестапо. Немцам было заявлено, что РПЦЗ не станет выполнять никаких распоряжений, исходящих от людей, далеких от церкви. В ответ немцы только пожали плечами. Но «синодальная вольница» продолжалась недолго. Лишь до дня нападения Германии на СССР. Рано утром 22 июня 1941 года в синодальную канцелярию явились гестаповцы и произвели тщательный обыск. Синод был вынужден обратиться с жалобой к командующему немецкими войсками – генералу Шредеру. Но, несмотря на все извинения генерала, становилось очевидным, что немцы против любых контактов РПЦЗ с российским народом. Однако одна только обитель Преподобного Иова в Словакии напечатала и распространила 100 000 Евангелий, 60 000 молитвенников и другие апологетические издания. Все эти книги, перевозимые простыми словацкими солдатами, в итоге попали в Россию. А часть книг оказалась в руках у пяти миллионов «остовцев» – пленных русских людей, вывезенных на работы в Германию.
Но и в лагерях для военнопленных томилось большое количество русских солдат. Доступ в эти лагеря духовенству РПЦЗ был строго-настрого запрещен. Тем не менее священники всеми возможными путями проникали за колючую проволоку концлагерей и несли русским военнопленным духовное утешение. Вскоре от имени Синода РПЦЗ в адрес германского правительства поступил меморандум, в котором говорилось о необходимости улучшить участь русских рабочих в Германии. А когда в Дахау или других лагерях смерти русские люди кончали жизнь самоубийством, то митрополит Анастасий разрешил служить по ним панихиды, заявив: «Их действия ближе к подвигу святой Пелагии Антиохийской, выбросившейся из окна высокой башни, дабы избежать поругания, нежели к преступлению Иуды». В конце войны одной из главных задач православных священников за рубежом стало спасение тысяч русских людей, которых американцы, англичане и французы намеревались передать сотрудникам российских спецслужб. Священники обращалась к правительствам заокеанских стран с просьбами принять к себе русских эмигрантов. По их просьбе супруга президента Аргентины Ева Перон сумела добиться предоставления 25 000 виз для бывших русских военнопленных. Чем избавила их от ужасов сталинских лагерей.
В 1950 году Архиерейский синод РПЦЗ перебрался из Европы в США. Если же говорить о заслугах РПЦЗ, то нельзя не отметить той огромной научной работы, которая проводилась русскими священниками в различных зарубежных богословских институтах и университетах. Первыми в этом ряду стоят отец Серафим Роуз, протоиерей Георгий Флоровский и богослов Александр Шмеман. Это их усилиями православное богословие в так называемый «постсоветский период» сделало огромный шаг вперед. И по их книгам учатся сегодня студенты российских духовных училищ.
<z>Если слиться, то куда?</z>
Вновь возвращаясь к проблеме канонического слияния двух православных церквей, хочется вспомнить о недавнем интервью Патриарха Алексия II корреспонденту ИТАР-ТАСС, в котором глава РПЦ очень резко отозвался о перспективе создания в России государственного органа по делам религий. Не исключая того, что «многие области церковно-государственных отношений нуждаются в регулировании», Патриарх высказал мнение, что подобная инициатива принадлежит чиновникам, которые, цитата: «жаждут несоразмерной власти и денег». В этом случае, заявил Алексий II, церковь способна отказать им в сотрудничестве. Говоря так, Патриарх наверняка имел в виду одно из положений «Концепции Русской православной церкви», принятой на юбилейном Соборе 2000 года, в котором говорится, цитируем: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Конец цитаты.
От себя добавим, что «Совет по делам религий» бывшего СССР, возрождения которого так опасается нынешний Патриарх, естественным порядком трансформировался из 8-го секретного отдела ОГПУ по вопросам религий. И на совести этого отдела миллионы замученных священников и мирян. Но если сегодня реально существует перспектива нового слияний государства и церкви, то о каком объединении двух православных церквей может идти речь? И не приведет ли Патриарх Алексий II, с учетом упомянутых реалий, свою многострадальную «зарубежную церковь-сестру» прямо на Петровку, 38? А если не сам Патриарх, то кто-нибудь из его приближенных. Из тех, кто уже видит себя в патриаршем клобуке. Скверная может выйти из всего этого история. Ведь многие чада Русской православной церкви за границей любят повторять, что им не нужно ни денег, ни популярности. Они счастливы уже тем одним, что их мать-церковь никогда и ни с кем не блудила. Ни с коммунистами, ни с фашистами, ни с демократами. И все восемьдесят лет была верна своему Небесному Жениху.