ДЖИПЕРМЕНЫ УДАЧИ

Каждый сходит с ума по-своему. Одни лезут на стену (то бишь на гору), другие, привязав к ногам эластичный канат, бросаются вниз с огромной высоты, третьи придумывают что-то еще, дабы увеличить выброс адреналина в кровь. Члены питерского клуба джиперов находят особое удовольствие, гробя свои машины в буераках окрестных лесов.
Минувшее лето по части таких авантюр оказалось весьма урожайным. Сначала состоялся традиционный, пятый по счету трофи-рейд вокруг Ладоги. А затем впервые областью приложения джиперских усилий стала чаща Вепсского леса.
<z>Записки дилетанта</z>
Ладога. Последние два дня перед финишем выдались жаркими и безветренными. Из полутора сотен джипов, стартовавших семь дней тому назад, осталось не многим более четверти. Продолжают рейд самые стойкие – в основном те, кто соревнуется не первый год. Среди завсегдатаев – Алексей Тулин и его бессменный штурман – Татьяна. Вместе с ними подвизался и я. Впечатлений набраться, по долгу службы.
Контингент участников поделен на три группы: спортсмены, рейдеры и туристы. Самые отчаянные – спортсмены. Они должны осваивать бездорожье по секундомеру. Для рейдеров условия попроще – нужно лишь уложиться в положенные часы. Туристы – это так, экскурсанты, хочешь езжай, хочешь стой. Группа рейдеров разбита на команды по четыре экипажа. Та, в которой состоят Алексей и Татьяна, всерьез претендует на первое место.
<z>Берегите природу, детки!</z>
Как рассказывает Алексей, роковая страсть к быстрой езде обуяла его в раннем детстве. Через час после того, как родители купили ему трехколесный велосипед, он был на другом краю города. Ветер приятно посвистывал в ушах… Теперь он потакает своей страсти на Ладоге.
Вот уже битый час Алексей копается в машине. Карбюратор разобран на микроэлементы. Я подаю инструменты, частенько не те, которые нужно. Среди знакомых названий лишь “отвертка” и “плоскогубцы”. Из капота торчат алексеевы ноги и слышен утробный голос: “Раньше я к карбюратору вообще не прикасался, а теперь с закрытыми глазами собираю. Кстати, откуда этот винт?” Все начинается заново, благо времени много – местный егерь преградил дорогу к очередному спецучастку. Опасается за угодья. Вынужденная заминка используется для дела. Джиперы дружно углубились во внутренности своих многострадальных колымаг. Алексей выкорчевал фильтр бензонасоса, грязный, как парижское метро. Около машины уже консилиум, советуют наперебой. Наконец что-то продули, подвинтили, слили из треснувшего бака бензин, и машина оклемалась.
Жара страшная, по лагерю из конца в конец перемещаются бутылки. Вскоре появляются слухи: у лесника якобы восемь злых псов. По другим сведениям не восемь, а двенадцать, и все пудели. Некоторые видели собаку Баскервилей. Председатель клуба – Юрий Овчинников – укатил с егерем в неизвестном направлении разбираться. Который год председатель щеголяет на Ладоге в легендарных трениках “типа” лосин.
– Лосинников в овчинах не появлялся?
– Нет еще.
– Тогда откупоривай следующую.
Разговоры о спецучастке будоражат воображение. По прогнозам, он должен представлять собой необъятное болото. Заинтригованные спортсмены подстраховались кто как мог, в основном морально. Алексей же загодя объездил окрестности в поисках досок, чтобы подкладывать под колеса. На одной из пилорам нас встретила старуха, типичный вахтер: “Не положено!” В итоге поехали дальше. Опять: “Не положено!” Выручило местное население… Ко двору радушного хозяина Леха решил проехать напрямик. Машина рухнула на дно оврага, и с трудом выбралась наверх. “Ты куда лезешь, идиот! – Татьяна обработала вандала картой местности. Хрусть и пополам: “гармошка” карты сложилась вдвое – Вот почему машину чиним: ездят некоторые с эффектом...”
Три часа. От безделья загораем на капотах. Наконец пред затуманены очи возникает Юрий. Путь открыт, лесника с пуделем Баскервилей удалось задобрить.
<z>Машина – враг человека</z>
Народ разочарован. Ситуация самая что ни на есть рядовая: болото оказалось канавой, до краев наполненной грязью. С обеих сторон – заросли высоких кустов, сквозь них светят редкие лучи солнца. В этом коридоре цепочкой несутся десятки джипов. Раздаются вопли радиостанций, кто-то врубил веселенькую песню
AC/DC, пока ни что не предвещает трудностей. Джипы смело ныряют “мордами” в жижу и благополучно выползают на мелкие островки почвы. Мне все это напоминает катание на санках, с той лишь разницей, что шансов как следует навернуться – чуть больше. Опрометчивый поворот руля – и ты в грязи по самое не хочу. Поднимай перископ и жди, когда вытащат. Так и случилось. Впереди экипаж из нашей команды крепко застрял.
К бамперу увязшего джипа привязали канат и тронулись. Бампер тут же отлетел, глубоко поцарапав стоящего рядом хозяина. В то время как Татьяна перевязывала жертву, остальные рядили, как вытащить машину. В итоге завыла бензопила, и препятствующий маневрам сухостой ухнул в сторону. Машину зацепили лебедками и силой двух джипов выволокли из грязи. Доски оказались как нельзя более кстати... Где-то около часу было потеряно, тем не менее мы подъехали к финишу в срок, обогнав команду, из которой тоже кто-то плотно засел... Надежда на победу возрастает… Завтра последний скоростной участок.
<z>Комарье мое</z>
Проснулся. Отдохнули накануне воистину по-русски. Рассаживаемся по машинам. Нынче я в гостях у экипажа под номером 318. Его штурман – граф Орлов, проще Миша. За рулем Сергей Федоров, иначе Федя. Отчаливаем на последний этап к очередному болоту. Федя показывает свои руки. От комариных укусов и многочасового кручения баранки они опухли. Вообще, все уже порядком одичали. Палатка стала родным домом, комары единственной заботой. “Что же ты, гад, на спину сел? – граф Орлов изловчился и азартно хлопнул себя выше поясницы, – а чего корреспондент скучает, дайте ему в зубы. Сигарету”. По рации переговариваемся с теми, кто уже вступил на “путь истинный”. “Прием, я Синий гром, что там впереди”, – интересуется Федя. “Синий грамм, прием, опять грязевые ванны, – отвечает Леха, – насчет болота – вранье”. И снова бесконечная тряска. Порхая с ухаба на ухаб, джип стремится к финишу, а затем к магазину. Впереди кто-то по уши вляпался, и мы вынуждены “куковать”, удовлетворяя аппетиты гнусных насекомых. Рядом к тому же роятся телеоператоры. По последним сведениям Тулин удерживает лидирующие позиции... Наконец срываемся с места. Вздымая брызги, рвем напролом. Позднее бывалые джипермены пожали Феде руку, восхитившись рисковой ездой.
Во второй половине дня наконец-то выезжаем на финишную поляну. Все обошлось. После короткой передышки уносимся в Питер...
<z>Занизили…</z>
На Исаакиевской площади состоялось награждение победителей. Команда Алексея Тулина после подсчета результатов оказалась все же на втором месте. Но главное – рейд, который так любят называть отечественным Camel Trophy, закончился убедительной победой Лехи над автомобилем.
<z>Вепсская трясина.</z>
И все-таки болото стряслось – через месяц в Вепсском лесу. Условия были жестче. В распоряжении всего 60 часов: хочешь – спи, хочешь – баранку крути до посинения. В командах по две машины. Те же персонажи, поместившись в один джип, ринулись сквозь лесную глушь по дорогам для тягачей, перевозящих древесину. В некоторых местах глиняная просека была совершенно недоступна, превратившись в месиво с глубокими “ранами”. Вооружившись приемником GPS, Татьяна в пешем порядке то и дело искала в лесу объездные пути. Затем два джипа лавировали меж стволов. Во время одного такого объезда машина Феди заглохла. Всему виной оказался пень, вклинившийся между радиатором и движком. Мсье Орлов, завладев бензопилой, принялся за фигурное выпиливание. Из-под капота в разные стороны полетели щепки. Джип, как ни странно, выдержал сие издевательство.
Несмотря на объездные маневры, компания оказалась далеко впереди остальных экипажей. К вечеру достигли очередного спец-участка. Настоящее болото. Справа мшистый ковер был устойчивее. Федя неспешно поехал. Трос, привязанный к дереву на другом берегу, упростил задачу. Затем поехала вторая машина. Ее хозяину Даниле повезло меньше. Телекамеры уставились на дымовую завесу, которая образовалась из кипящего масла вперемешку с водой. Движок заглох. Только утром затонувший джип вывезли на пригорок обладатели самого крутого “внедорожника” под названием БРДМ (чего мелочиться, были бы связи…). Остальные экипажи завязли кто где и так же в течение дня подтягивались к лагерю. На следующий день практически никто не соревновался.
В этот раз природа показала – кто главный.