На этой неделе – 15 ноября – должна завершиться проверка Северо-Западного таможенного управления, которую в середине октября начали высокие чины из Государственного таможенного комитета.
Начало уже 19-й за последние два года проверки сопровождалось громкими скандалами. Были отстранены от своих должностей начальник СЗТУ Владимир Шамахов, начальник службы собственной безопасности управления Михаил Прокофьев, начальник Балтийской таможни Александр Пучков. Исполняющим обязанности начальника региональной таможни стал руководитель главного организационно-инспекторского управления ГТК Николай Сапьяник.
<z>Проверка</z>
Сразу же после 15 октября в Петербурге распространилась версия о том, что очередную проверку инициировал Владимир Шамахов. Мол, он давно хотел избавиться от начальника Балтийской таможни. Подтверждал эту версию тот факт, что комплексной проверке СЗТУ предшествовала инспекция ГТК одного из постов Балтийской таможни. Уже после этого в Государственном таможенном комитете решили проверить все Северо-Западное управление. Шамахов заблаговременно лег в госпиталь, словно освобождая место для и.о. начальника. И если это так, то своей цели достиг – отлежался, вернулся.
Но данная версия разваливается, если вспомнить, что вместе с Пучковым от своей должности был отстранен Михаил Прокофьев, начальник ССБ. До середины октября 2001 года он не был замешан в громких и публичных скандалах, которые время от времени сотрясали подразделения региональной таможни. Широкая публика, наверное, догадывалась, что в такой солидной структуре, как Северо-Западное таможенное управление, должна быть служба собственной безопасности. Но та же широкая публика только из сообщений СМИ узнавала о результатах работы этого подразделения. Да и то, честно сказать, информация была довольно скудной. Часто ограничивалась формулой «сотрудники ССБ раскрыли (обнаружили, выявили, задержали)...»
Поэтому отстранение Михаила Прокофьева дает основание полагать, что некие нарушения на одном из постов Балтийской таможни стали только формальным поводом для большой проверки. Дело явно в чем-то другом.
При этом создается впечатление, что начальник ГТК – Михаил Ванин – заранее знал результаты большой проверки: на празднованиях по случаю 10-летия российской таможни он сделал несколько скандальных заявлений. Например, сказал, что в СЗТУ «много воровали». И вообще оценил работу этого регионального управления как «экономическую диверсию». Но о масштабах диверсии и личностях диверсантов Ванин намерен говорить только с Президентом.
Парадокс: руководитель ГТК знает о признаках тяжкого преступления против государства, но в Петербург приезжает не бригада Генеральной прокуратуры, а лишь очередная проверка. Выглядит все так, словно Михаил Ванин – добрый дедушка, который еще надеется исправить нерадивых внучков.
<z>Почему?</z>
В самом СЗТУ московскую проверку расценили не иначе как «наезд». Бизнесмены, которые по роду своей деятельности плотно работают с Северо-Западной таможней, утверждают, что в региональном управлении нет системной коррупции. Есть только случаи злоупотребления на отдельных постах или подразделениях, но это нельзя – при всем желании – распространить на все управление. При этом отдельные эпизоды из работы СЗТУ, которые получили широкий резонанс в Петербурге и России, вообще можно трактовать как прямое следование здравому смыслу.
Например, пресловутое «куриное дело». В 2000 году Александр Пучков признал куриные окорочка куриными ногами и на этом основании снизил таможенные пошлины с 0,3 до 0,2 евро. К слову, с этим случаем вообще интересная коллизия получилась. Само уголовное дело о злоупотреблении полномочиями возбудило еще Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте, после чего материалы были переданы в Северо-Западную транспортную прокуратуру, которая дело прекратила. СЗТП в 2001 году прекратила свое самостоятельное существование, ее материалы и архивы были переданы в Городскую прокуратуру. Здесь, в свою очередь, «куриное дело» возобновили, проверили и в конце октября прекратили – за отсутствием состава преступления. Через несколько дней дело возобновили. При этом вряд ли можно заподозрить Горпрокуратуру в политических или каких других играх. Скорее всего, основанием для последнего возобновления дела стали недоработки в нем.
Таких примеров, по словам сотрудников СЗТУ, достаточно.
Например, управление регулярно предавало московскому руководству сведения, что, скажем, партия телевизоров, пересекшая границу в Выборге, на одной из внутренних таможен будет обработана как зеленый горошек. Можно предположить, что с некоторых пор подобное занудство стало утомлять и Центральное таможенное управление, и Государственный таможенный комитет.
И здесь интересно вспомнить про Михаила Прокофьева. Именно через его службу проходили большие объемы информации о «волшебной» растаможке. Именно на основании его отчетов составлялись донесения в Москву.
И тогда становится понятно, почему начальник ССБ был отстранен от должности одновременно с Пучковым и Шамаховым: Прокофьев мог помешать кому-то во время проверки.
<z>Властные «разборки»</z>
Исходя из этого можно предположить, что причины, по которым СЗТУ подверглось жестокой перетряске, только отчасти связаны с его работой. Главный повод надо искать в другом месте. Где? Наиболее очевидный ответ – в Москве.
Для начала вспомним: высшие федеральные чиновники неоднократно распространяли информацию о том, что Шамахов может возглавить Государственный таможенный комитет. Но назначение так и не состоялось, информация – опровергалась. Понятно, что такая ситуация не могла не раздражать начальника ГТК Ванина. Можно предположить, что он попытался убрать возможного конкурента. Но если и не убрать, то измотать и ослабить.
Но была, возможно, и более веская причина: в 2000 году в ведение СЗТУ передали таможни Калининградской области. По некоторым данным, таможенные посты в анклаве давали немалую часть доходов для аппарата ГТК. Если вспомнить уже упомянутое выше отсутствие системной коррупции, можно предположить, что этот поток средств практически сошел на нет.
По некоторым сведениям, уже после того, как Калининградская область ушла под СЗТУ, аппарат ГТК предпринимал попытки договорится с Шамаховым. Однако, по всей видимости, к консенсусу не пришли.
Далее легко предположить, что было решено под любым формальным предлогом перетрясти СЗТУ. Последние действия Николая Сапьяника тому подтверждение. Например, уже на прошлой неделе план сборов для региональной таможни был повышен, по разным данным, на 0,8–1 миллиард рублей. В ближайшей перспективе это приведет к отказу импортеров от работы через Северо-Запад России. Скорее всего, будут возрождены схемы ввоза товаров через Латвию и Белоруссию: это направление пока не закрыто высокими сборами.
Кроме того, уже во время большой проверки были ужесточены таможенные процедуры в Выборге, Ивангороде и порту Петербурга. Это привело к тому, что на российско-финской границе скопились грузовики с импортными товарами. В Ивангороде застрял мазут, который по железной дороге шел на экспорт, а в Петербурге в три-пять раз замедлились все операции. После забастовки лоцманов в августе 2001 года это обстоятельство может подорвать работу порта Петербурга в 2002–2003 годах.
Нужно вспомнить, что проблемы с экспортом нефтепродуктов затрагивают интересы больших компаний, например «Сургутнефтегаза». А сложности в порту бьют по планам бурного развития, которые поддерживают два замминистра транспорта РФ: Вячеслав Рукша и Владимир Якунин. С ведома Михаила Ванина или без оного, временное руководство СЗТУ затронуло сферу «больших государственных интересов».
Некоторые источники не исключают, что в ближайшее время будет активизирована «разработка» спецслужб в отношении Ванина и его окружения. Жестокие законы государственного бизнеса: нельзя нанести ущерб чужим интересам и за это не заплатить.
ТОП новостей
- В июне в Петербурге введено более 166 тыс. кв.м жилья
- В ГМЗ «Царское Село» в выходные пройдут дни оперы и балета
- В Петербурге на минувшей неделе ураганом повалено около 600 деревьев
- В Петербурге вновь начал работу проект «Турпомощь/Ask Me SPb»
- Скорая помощь Ленобласти за неделю выполнила 9663 вызова