Не все депутату масленица

Сам осужденный Шевченко, как и его адвокаты, впрочем, не считают, что приговор Куйбышевского федерального суда поставил точку в этом деле. Они намерены обжаловать его во всех инстанциях вплоть до Верховного суда России.
На скамье подсудимых должен был оказаться и старший брат Сергея – Вячеслав – бывший депутат Государственной думы от фракции ЛДПР и второй хозяин «Норда». Однако Шевченко-старший скрывается за границей и объявлен как в федеральный, так и в международный розыск. По некоторым данным, бывший думец от фракции ЛДПР спокойно обретается где-то на территории Германии, где заодно поправляет свое здоровье. В его отсутствие уголовное дело по Вячеславу Шевченко выделено в отдельное производство.
Свидетелями по делу проходило немало авторитетных в самых разных кругах города людей. Владимир Барсуков, больше известный под первой своей фамилией Кумарин, Руслан Коляк, буквально накануне начала судебного процесса переживший девятое покушение на свою особу, Андрей Муру, фигурант целого ряда уголовных дел по мошенничествам в сфере недвижимости, Александр Потехин, вице-губернатор Петербурга, Александр Афанасьев, пресс-секретарь петербургского губернатора, Олег Кузин, главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей», Алексей Разоренов, директор петербургских страниц «Новой Газеты» и еще ряд достаточно известных личностей.
Жертвами братьев-депутатов, согласно материалам уголовного дела, стали всего двое петербургских журналистов: Максим Кузахметов, издатель ряда развлекательно-информационных журналов (в частности «Телевика») и Владимир Кузнецов, корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей». Летом 1997 года братья Шевченко, владеющие сетью развлекательных заведений в самом центре Петербурга (среди принадлежащих им объектов – клуб «Голливудские ночи»), организовали туда визит членов группы Pet Shop Boys. На мероприятие билеты раскупались влет, несмотря на высокие цены. Однако Владимир Кузнецов раскопал, что на деле в «Голливудские ночи» музыканты должны приехать просто отдохнуть, а не выступать с концертом, как полагали те, кто раскупал билеты. Журналист предал результаты своих изысканий гласности. Заметка появилась в «Санкт-Петербургских ведомостях», а затем была перепечатана «Комсомолкой». Оскорбленные братья Шевченко призвали журналиста к ответу в свойственной им манере – его пригласили в офис коммерсантов, где потребовали напечатать опровержение и возместить ущерб в размере 5 тысяч долларов, якобы нанесенный публикацией статей. В случае неуплаты в кратчайший срок Кузнецова пообещали поставить «на счетчик» по тысяче долларов за каждый день задержки. Опровержение газета опубликовала, хотя и подписанное псевдонимом, а сам Кузнецов на некоторое время предпочел покинуть страну. Вернулся на родину Кузнецов лишь после того, как Вячеслав Шевченко перестал быть думским депутатом, потерял неприкосновенность, и появилась возможность написать на него заявление в РУБОП.
Максим Кузахметов стал жертвой братьев-депутатов в 1998 году. В заведениях, принадлежащих братьям Шевченко, были организованы гастроли известной группы «Продиджи». Однако в журналах Кузахметова появились заметки, что на самом деле с концертами приехали двойники популярных артистов. Разразился очередной скандал, и оба Шевченко решили возложить ответственность на издателя. От Максима Кузахметова потребовали 50 тысяч долларов (столько было потрачено братьями Шевченко на организацию тура лже-»Продиджи»). Кузахметову пришлось заплатить 10 тысяч долларов живыми деньгами и передать братьям-депутатам права на товарный знак своего издания «Телевик-ВИК». Кроме того, 50 процентов уставного капитала кузахметовской фирмы «Максим», владевшей двумя журналами Кузахметова «Телеман» и «Петербургский телезритель», перешли под контроль финансовой группы «Норд» (ее владельцами и являлись братья Шевченко).
«Норд» – основная финансовая структура братьев Шевченко. В эту «империю» входят сеть известных петербургских кафе и кондитерских «Север», кафе «Лавка Смирдина», рестораны «Метрополь» и «Афродита», сеть бистро «Гриль-Мастер», ночные клубы «Голливудские ночи» и «Голден Доллс», радиостанция «Санкт-Петербург-Ностальжи», научно-производственное объединение «Источник», завод «Лентелеприбор», несколько других промышленных предприятий, ряд изданий, сеть распространения печатных изданий «Метропресс».
Не все в действиях братьев-коммерсантов было по нраву правоохранительным органам. Разговоры об их тесных связях с так называемым «тамбовским» преступным сообществом то и дело возникали в Северной столице еще с начала 90-х годов. В апреле 1993 года братья Шевченко стали фигурантами уголовного дела о хищении гос-имущества в особо крупных размерах. По версии следствия, путем фиктивных сделок они присвоили десятки миллионов рублей государственных денег. Однако под стражей братья были недолго, вскоре их выпустили под залог. Потом дело было прекращено по амнистии, а в 1998 году они добились своего полного оправдания. Фамилия братьев Шевченко всплывала практически при каждом громком скандале криминального толка в Петербурге в последние годы 20 века. О них говорили и в связи с громкими убийствами: депутата Виктора Новоселова, директора ООО «Метропресс» Олега Червонюка (после гибели последнего братья Шевченко прибрали «Метропресс» к рукам), и в связи с делом Шутова (по версии следствия, одной из жертв «банды Шутова» должен был стать Вячеслав Шевченко).
Лишь в марте 2000 года правоохранительные органы смогли возбудить по этим двум историям уголовное дело. В апреле 2000 депутат фракции «Промышленная» петербургского ЗакСа Сергей Шевченко был взят под стражу, а его старший брат успел благоразумно скрыться. Сергей Шевченко пробыл за решеткой полгода, пока решением районного суда ему не изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Причина: неважное состояние здоровья депутата. Из-за черепно-мозговой травмы в 1989 году у Шевченко развилась мозговая киста.