Проверка на верность

<z>Пробка в транспортном коридоре</z>
С 15 октября 2001 года, когда в Петербург прибыла комиссия ГТК, ситуация на таможенных границах Северо-Запада усложнилась. На Выборгской таможне был введен особый режим для грузов из так называемой «группы риска»: бытовой техники, мебели и электроники. На границе выстроились колонны грузовиков с товарами.
В порту Петербурга (Балтийская таможня) замедлилось оформление грузов. По некоторым данным, до 10 тысяч контейнеров ждут своей очереди. Крупные компании уже направили суда со своими грузами в порты Прибалтики и Финляндии.
Не исключено, что в ближайшие дни будет введен особый режим на Псковской таможне (граница с Белоруссией). Через это «окно» некоторые крупные бизнесмены Петербурга и Северо-Запада получают свои грузы, в основном – продукты.
Остается только небольшая «лазейка» – Кингисеппская таможня на границе с Эстонией. Здесь пока спокойно, но этот переход в последнее время не отличался большими объемами. В основном, через Ивангород проходят железнодорожные составы с российскими нефтепродуктами и небольшие партии товаров из Эстонии в Россию.
Создается впечатление, что кто-то решил закрыть так называемый Северо-Западный транспортный коридор между Северной Европой и Россией. Составная часть этого коридора – Санкт-Петербургский транспортный узел, который контролирует Северо-Западное таможенное управление. Но обвинить и.о. начальника СЗТУ Николая Сапьяника, командировка которого продлена до 15 декабря 2001 года, в том, что он действует по чужому наущению или собственному злому умыслу,– нельзя. Он выполняет инструкции ГТК, которые, возможно, иногда противоречат здравому смыслу, но обязательны к исполнению.
<z>Один эпизод</z>
И причем здесь «московские петербуржцы»? В транспортно-таможенных вопросах подобные связи не просматриваются. Нужно немного отстраниться от ситуации, которая сложилась сейчас. И посмотреть, что происходило примерно год назад.
Итак, в 2000 году Санкт-Петербургская таможня возбудила дело по нарушению таможенных правил в отношении ОАО «Интер-отель Петроград». Фирма-владелец недостроенного отеля «Северная корона» на набережной реки Карповки ввезла в Россию товаров на 220 миллионов рублей, но не заплатила 100 миллионов пошлины.
Петербургская таможня тянула с закрытием дела. И уже весной 2001 года сделала это, использовав принятое ранее постановление Конституционного суда РФ, которое ограничивало сроки преследования за таможенные нарушения. Материалы дела попали в Управление по контролю за соблюдением законодательства в ГТК. Начальник этого управления – некто Константинов – отменил постановление Петербургской таможни и отправил дело «Интер-отеля Петроград» на новое расследование. Вскоре после этого Константинова перевели на новую должность внутри ГТК, откуда он то ли уволился, то ли был уволен. Дело в отношении «Интер-отеля Петроград» прекратил лично Михаил Ванин. Правда, рассказывают, что материалы самого дела при этом находились в Петербурге...
И снова: какая связь с этой историей команды «московских петербуржцев»? «Северную корону» начали строить в конце 1980-х. В 1992 году Смольный создал ОАО «Интер-отель Петроград», которое вскоре перешло к банку «Санкт-Петербург». Банк, в свою очередь, вложил в проект 5-звездочной гостиницы около 50 миллионов долларов и привлек турецкую строительную фирму «АТА». По некоторым данным, именно на этом этапе к проекту подключились бизнесмены, близкие к семье Бориса Ельцина, тогда еще – Президента РФ. В 1996 году между банком и фирмой возникли разногласия, работы на объекте были прекращены. По некоторым сведениям, банк ежегодно вкладывал в готовую на 90 процентов «Северную корону» около 1 миллиона долларов: на поддержание комплекса. В нынешнем году неизвестное ООО «Вектор» подало иск о банкротстве «Интер-отеля Петроград». Арбитражный суд принял иск к рассмотрению, однако в начале ноября «Вектор» отозвал свое заявление. А «Санкт-Петербург» объявил о том, что гостиница будет достроена.
Примерно в это же время, по некоторым данным, из-за «Северной короны» произошло столкновение внутри администрации Президента РФ: члены старой команды настаивали, что Управление делами Президента должно участвовать в достройке отеля, а «московские петербуржцы», напротив, отказывались от амбициозного проекта. Спор выиграли «московские петербуржцы».
Крайним же в этом споре, судя по всему, оказалось СЗТУ.