Капитанская блажь

Да простят нас обделенные рассудком, но у любого из нормальных представителей человеческой расы зашевелятся волосы на голове, узнай он, что на стратегически значимое место назначили какого-нибудь умственно отсталого Ванечку или Петечку. Согласитесь, мало приятного, например, в том, что у пульта с красной кнопкой резвится человек, мягко говоря, некомпетентный.
В этом отношении порт, куда заходят нефтяные танкеры и другие суда с опасным грузом, должен быть не менее защищен от дилетантов, чем и любой другой стратегический объект. Но вот, похоже, в Морском порту Петербурга для дилетантов раздолье.
Главный человек во всем этом хозяйстве, капитан порта Михаил Синельников, между прочим, человек, отвечающий за безопасность мореплавания, сдается все-таки, нажал на красную кнопку. В фигуральном, разумеется, смысле. Но конфликт разыгрался отнюдь не фигуральный. Благодаря служебному рвению и глубоко продуманным решениям этого капитана у Балтийской транспортной прокуратуры прибавилось работы, а у лоцманов из государственного унитарного предприятия «Логистические системы» появился враг номер один.
А как же еще воспринимать чиновника, из-за которого невозможно работать?
<z>Лоцманы из Аль-Каиды</z>
Напомним, лоцман в порту – фигура значимая. Он управляет судном в прибрежной зоне. Словом, отвечает за его безопасное движение к причалу между отмелями и прочими опасными участками.
В Морском порту Северной столицы этим делом до недавних пор занимались профессионалы из «Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга», входящего в негосударственную общественную организацию «Ассоциация морских лоцманов России». Осенью 2001 года Министерство транспорта по существу запретило негосударственную лоцманскую проводку, отдав ее на откуп родимым службам, созданным, говорят, специально для пополнения министерской казны.
А негосударственные лоцманы принялись отстаивать свое право на труд. Причем труд сей не вызывал нареканий ни у судовладельцев, ни у департамента безопасности мореплавания. Вероятнее всего, «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга» было виновато лишь в том, что Минтрансу захотелось, так сказать, заморить червячка, перехватив себе лоцманские сборы.
История, напомним, разворачивалась в канун небезызвестных событий 11-го сентября. И передовой во всех отношениях капитан на волне всеобщего порицания терроризма запретил негосударственным лоцманам появляться на территории порта.
Бред? Помешательство? Каким бы правдоподобным ни было такое предположение, хочется верить в то, что это не так. Ведь не будут же на столь ответственную должность назначать человека, которому может привидеться, будто оголтелый лоцман-камикадзе пытается въехать на нефтяном танкере в какую-нибудь питерскую доминанту. В противном случае обладателю такого эсхатологического мышления или в дурку прямая дорога, или в Голливуд. Снимать фильмы-катастрофы. Как бы там ни было, Балтийская транспортная прокуратура вынесла Синельникову предостережение. Но как показали дальнейшие события, капитана это не вразумило.
Лоцманы, между тем, не сидели сложа руки. Работать-то надо. Вот и устроились они в государственное унитарное предприятие ГУП «Логистические системы». А «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга», членами которого они по-прежнему остаются, добилось того, что постановление, запрещающее негосударственную лоцманскую проводку, будет оспариваться в Конституционном суде РФ.
<z>Страх без причины…</z>
Но вернемся, однако же, в капитанские покои. Увы, покоя в них как раз таки не наблюдалось. Так, например, неугомонный капитан взял и задержал катер «Восток», принадлежащий «Обществу» (такие катера доставляют лоцманов на суда). Этот «Восток», видите ли, отошел от набережной Лейтенанта Шмидта и двинулся по Неве в порт Темрюк без должного согласования, чем и создал предпосылки аварийной ситуации в период разводки мостов. Выяснилось, однако, что катер никак не мог создать какие-то «предпосылки», поскольку мосты разводятся ночью, а он двигался днем, да и оформлен выход был с соблюдением подобающих процедур.
Что же это такое? Капитан опять преувеличил опасность. Все же не хочется верить, будто господин Cинельников мучим параноидными страхами. Убедиться же в том, что капитан нормален, можно, приняв в расчет следующие факты.
Как «Общество морских лоцманов», так и их новоиспеченный ГУП надеются, что скоро начнут работу в порту. Но ведь там уже существует минтрансовская служба. Занятно, не правда ли? Впрочем, о какой конкуренции может идти речь? Ведь бывшие негосударственные лоцманы, обладая большим стажем работы и мощной инфраструктурой, оставшейся с былых времен, явно находятся в выигрышном положении по сравнению с годовалой бюджетной конторой (какой техникой зачастую снабжают бюджетников, объяснять не надо).
В общем, позволять конкурентам передвигаться по порту уж очень невыгодно по вышеупомянутым причинам. Может, поэтому господин Синельников маскируется под ненормального?
<z>Пьяный за штурвалом </z>
Перечень капитанских подвигов на этом не исчерпывается. Господину Синельникову вменяют участие в задержании других лоцманских катеров и трехмесячную волокиту с проверкой документов у экипажей и судов, принадлежащих «Обществу морских лоцманов Санкт-Петербурга». На проверку подобной документации обычно уходит два-три дня. Но это смотря сколько раз проверять. Можно, к примеру, увеличить перечень требуемых бумажек вдвое, а затем регулярно ставить на них штамп «Аннулировано» и проверять снова сколько влезет. Просто и со вкусом. Теперь же, как говорят очевидцы, капитан поступает еще проще: после того, как «Логистические системы» одолели бумажную волокиту и попытались начать работать, Синельников сажает своих лоцманов на те суда, которые должны проводить сотрудники ГУПа. Над оценкой очередного капитанского трюка, вероятно, снова будет трудиться прокуратура. А между тем у капитанских лоцманов с начала работы минтрансовской конторы произошло несколько серьезных аварий. А чего еще ожидать? К примеру, достаточно ознакомиться с письмом протеста капитана шведского судна, получившего значительные повреждения, маневрируя в наших водах. А все из-за того, негодует шведский поданный, что русский лоцман изволил взяться за дело, будучи под шафе. Также получило значительные повреждения и судно «Емельян Пугачев». Им управлял гражданин, уволенный из «Общества лоцманов Выборга» за систематические появления на работе в нетрезвом виде. Не оценили там – значит, приголубят на казенных харчах.
Этот список аварийных ситуаций, произошедших за последний год, можно продолжить. Такие вот истории происходят в морской столице России. О ее престиже среди зарубежных портов на Балтике лучше и вовсе помалкивать. Недаром, видать, предыдущий капитан Геннадий Митенев ушел с работы из принципиальных соображений, выразив особую озабоченность тем, как Морская администрация порта решает вопросы обеспечения безопасности мореплавания.
Неужели чиновники снова опомнятся лишь после неминуемой катастрофы?
Так, может, закончить эти шалости, придти в себя и вместо бесцеремонного выдавливания конкурентов предоставить все же работу профессионалам?
Во избежание экологической и экономической угрозы Петербурга. Особенно если учесть массовый наплыв гостей к юбилею города.